ГОСТ Р 52430—2005
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 карданная передача: АгрегатАТС. состоящийиздвух иболеекарданныхвалов, промежуточ
ныхопор (при небходимости)и предназначенный дляпередачи крутящего момента от одного агрегата к
другому, оси валов которых не совпадают и могут менять свое взаимное расположение.
3.2 карданный вал: Вал. выполненныйв видетрубы или стержнялибов комбинациитрубы истер
жня. с карданными или полукарданными. в том числе упругими полукарданными шарнирами, который
может иметь механизм изменениядлины вала.
3.3 карданный шарнир: Кинематическая вращательная пара, предназначеннаядля соединения
валов с пересекающимися осями и обеспечения возможности передачи крутящего момента под пере
менным углом.
3.4 сдвоенный карданный шарнир: Кинематический узел, состоящий издвух карданныхшарни
ровнеравныхугловыхскоростей, соединенных междусобой присоединительными поверхностямиили с
помощью общейдетали.
3.5 длина карданного вала: Расстояние между присоединительными поверхностями фланцев
шарниров.
П р и м е ч а н и я
1 Допускается задлину вала принимать расстояние между центрами шарниров или другими конструктивны
ми элементами, например расстояние отцентра шарнирадо центра подшипника промежуточной опоры.
2
При наличии механизма изменения длины карданноговала заего минимальную длину следует принимать
расстояние между присоединительными поверхностями фланцев в полностью сжатом положении карданного
вала, а за максимальную длину — суммарное значение минимальной длины карданного вала и максимально
допустимого хода вего механизме изменения длины.
3.6 механизм изменения длины карданного вала: Устройство, обеспечивающее изменение
длины карданного вала при изменении расстояния между агрегатами, соединяемыми карданной пере
дачей.
3.7 длина карданной передачи: Расстояние между присоединительными поверхностями кар
данного вала (карданных валов) илидругими конструктивными элементами.
3.8 промежуточная опора карданной передачи: Механизм, применяемый в качествеопоры при
соединениидвух валов карданной передачи.
3.9 углы установки карданной передачи: Углы в шарнирах карданной передачи АТС полной
массы, находящегося на горизонтальной поверхности.
3.10 максимальный угол поворота в шарнире: Максимально возможный угол в шарнире при
вращательномдвижении.
3.11 момент поворота в шарнире: Момент, необходимыйдля преодолениясопротивления отно
сительномуугловому перемещению в шарнире.
3.12 Усилие осевого перемещения в механизме изменения длины карданного вала: Усилие,
необходимоедля относительного осевого перемещения элементов механизма, не нагруженного крутя
щим и (или) изгибающим моментами карданноговала.
3.13 угол разворота вилок карданного вала: Относительное угловоесмещениеосейотверстий
вилок карданного вала.
4 Основные параметры и технические требования
4.1 Основными параметрами карданных передачявляются:
- минимальнаядлина;
- максимальнаядлина;
- максимальный угол поворота в шарнире:
- усилие осевого перемещения в механизме изменения длины;
- дисбаланс;
- крутящий момент, выдерживаемый без остаточнойдеформации;
- крутящий момент, выдерживаемый без разрушениядеталей.
4.2 Расчет критической частоты вращения карданного вала приведен в приложении А.
4.3 Допустимыйдисбаланс карданного вала, отнесенный к каждой из опор, недолжен превышать
произведенияего массы, приходящейся на эти опоры, и указанного втаблице 1удельногодисбаланса.
2