С. 2 ГОСТ 21561-76Электронная версия
автопоезда заправочного номинальной вместимостью 12 м \ состоящего из автомобиля-тягача
и полуприцепа-цистерны.
Автопоезд ЛIII!ИЗ-12 ТУ .. .
(Измененная редакция, Изм. № 2).
1.2. Статические осевые нагрузки, масса и габариты автоцистерн должны соответствовать
нормативному документу.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.3. Нормы и методы расчета автоцистерн должны соответствовать ГОСТ 14249. ГОСТ 24755,
ГОСТ 25895.
Днища и обечайки корпусов сосудов должны изготовляться из листовой стали марки 16ГС по
ГОСТ 5520. которая должна проходить термическую обработку, обеспечивающую при температуре
минус 40 *С значения ударной вязкости не ниже 3 кгс-м/см2. В качестве материалов для приварных
деталей следует применять:
для флапнев, люков и лазов, укрепляющих колец и подкладок опор —сталь 16ГС по ГОСТ 5520:
для муфт, патрубков штуцеров и фланцев —сталь 09Г2С по ГОСТ 19281.
Допускается изготовление сосудов и приварных деталей из сталей, физико-химические харак
теристики которых не ниже или превосходят требования указанных выше стандартов.
(Измененная редакция, Изм. № 1,2).
1.4. Размеры, определяющие расположение сцепного шкворня на полуприцепе-цистерне, а
также контур нижней передней части полупринспа-цнстерны должны соответствовать требованиям
ГОСТ 12105.
Сцепные петли прицепов —по ГОСТ 2349, сцепные шкворни полуприцепов —по ГОСТ 12017.
1.5. Номинальные вместимости и основные размеры сосудовавтоцистерн должны выбираться
с учетом грузоподъемности базового автомобиля, прицепа или полуприцепа и экономного раскроя
материала.
Мри выборе номинальных вместимостей следует руководствоваться параметрическим рядом
типа ГЭЭ исполнения I по ГОСТ 9931.
Днища сосудов автоцистерн должны соответствовать требованиям ГОСТ 6533.
1.4, 1.5. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Автоцистерны должны изготовляться всоответствии с требованиями настоящего стандарта
по техническим условиям на конкретный тип автоцистерны и соответствовать действующим «Пра
вилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденным
Госгортехнадзором СССР.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
2.2. Конструкция автоцистерн должна рассчитываться:
а) на прочность сосуда от действия внутреннего избыточного давления пропана при расчетной
температуре стенки +50 *С;
б) на прочность несущих конструкций (сосуда автоцистерн безрамной конструкции, рамы,
сосуда и опор) с учетом динамического коэффициента Кл = 2.5, учитывающего ударную нагрузку,
воспринимаемую автоцистернами при движении по неровной дороге;
в) на устойчивость цилиндрической формы сосуда от совместного действия максимальных
весовых изгибающих нагрузок (при заполнении сосуда бутаном с расчетной температурой минус
40 *С) и вакуума:
г) на распределение массы снаряженной автоцистерны и полной массы по осям транспортной
базы и сторонам:
д) на продольную и поперечную устойчивость против опрокидывания;
е) на усталостную прочность сосуда (расчет на прочность при малоцикловых нагрузках —по
ГОСТ 25895).
(Измененная редакция. Изм. № 1, 2).
2.3. Транспортные базы прицепов-цистерн и полуприцепов-цистерн должны соответствовать
требованиям ГОСТ 3163, автомобилей-цистерн —требованиям ГОСТ 21398.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.4. Конструкция транспортных автоцистерн должна обеспечивать:
а) заполнение и слив газа с помощью средств газонаполнительных станций сжиженного газа
(ГНС) и кустовых баз (КБ);
б) слив газа за счет разности уровней в сливаемом и наполняемом сосудах.