3
ближайшие к продольной оси самолета (вертолета). При симметричном расположении кресел в салонах измерения проводят на ближайших к продольной оси креслах с правой стороны.
Если число рядов в салоне не превышает девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на первом, среднем и последнем рядах.
Если число рядов в салоне более девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на пяти рядах, взятых через равные интервалы вдоль салона (в том числе на первом, среднем и последнем рядах).
Если число рядов в салоне четное, то за средний принимают ряд, расположенный ближе к хвостовой части самолета (вертолета).
В вертолетах с числом пассажирских мест до десяти контрольными точками являются все пассажирские места.
1.8. Контрольные точки в салонах обозначают номером, соответствующим номеру пассажирского кресла. Следует точно указать положение контрольных точек на плане самолета (вертолета). Примеры размещения контрольных точек в самолетах и вертолетах даны в рекомендуемом приложении 1.
2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА
2.1. Виды измерений
2.1.1. Измерения шума в самолетах (вертолетах) подразделяются на типовые и контрольные.
2.1.2. Типовые измерения проводят для определения соответствия данного типа самолета (вертолета) или его модификации требованиям пп. 1.1-1.3. Эти измерения выполняют в соответствии с требованиями настоящего стандарта при типовых испытаниях самолета (вертолета) и результаты рассматривают как техническую характеристику самолета (вертолета) данного типа с заданной компоновкой кабин, теплозвукоизолирующей конструкцией, внутренним оборудованием и типом двигателей.
2.1.3. Контрольные измерения проводят для определения соответствия данного экземпляра самолета (вертолета) требованиям разд. 1 или для проверки соответствия характеристик шума характеристикам, определенным в типовых испытаниях. При контрольных измерениях могут быть допущены отклонения от условий измерений, указанных в настоящем стандарте, например, уменьшено число контрольных точек и произведена оценка шума по уровням звука А. Все отклонения должны быть указаны в отчете об измерениях.
2.2. Аппаратура
2.2.1. В комплект измерительной аппаратуры для определения уровней шума в салонах и кабинах экипажа самолетов (вертолетов) должны входить приборы, обеспечивающие непосредственное измерение уровней шума в процессе испытаний или предварительную запись на магнитофон с последующей обработкой в лабораторных условиях. В состав комплекта входят микрофон, усилитель, анализатор частот, индикаторный прибор, самописец уровня и магнитный регистратор. Аппаратура должна обеспечивать измерение звукового давления в диапазоне частот 25 - 11200 Гц.
2.2.2. Общая погрешность измерений уровней звукового давления с учетом градуировочных поправок не должна превышать ±2 дБ.
2.2.3. Микрофон должен быть ненаправленным. Микрофон с усилителем должен иметь характеристики, соответствующие характеристикам шумомера 1-го класса по ГОСТ 17187-71.
Примечание. Если используются микрофоны конденсаторного типа, то они должны иметь отверстие для выравнивания давления по обе стороны мембраны с известной зависимостью чувствительности от окружающего давления и температуры.
2.2.4. Магнитный регистратор должен удовлетворять следующим требованиям: