Тест "Оценка системы учета и внутреннего контроля"
Приложение к Методическим рекомендациям Минфина РФ от 23.04.2004
ТЕСТ "ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ"
------------------------------------------------------------------
¦Наименование аудируемого лица ¦ ¦РД 2п ¦
+-------------------------------+-------------------------+ ¦
¦Проверяемый период ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-------------------------+ ¦
¦ФИО лица, составившего документ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-------------------------+ ¦
¦Дата составления документа ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-------------------------+ ¦
¦ФИО лица, проверявшего документ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-------------------------+ ¦
¦Дата проверки документа ¦ ¦ ¦
--------------------------------+-------------------------+-------
------------------------------------------------------------------
¦ Факторы риска ¦Оценка риска¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦I. Учетная политика и основные принципы ведения¦ ¦
¦ бухгалтерского и налогового учета ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ 1. Учетная политика применяется ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ последовательно от одного отчетного периода к¦ ¦
¦ другому ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ непоследовательно ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ 2. Изменения в учетную политику ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ вносятся в соответствии с требованиями¦ ¦
¦ нормативных актов по бухгалтерскому учету ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ с несоблюдением требований нормативных актов по¦ ¦
¦ бухгалтерскому учету ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ 3. Учетная политика применяется ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ всеми структурными подразделениями организации ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ не всеми структурными подразделениями¦ ¦
¦ организации ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ не применяется структурными подразделениями¦ ¦
¦ организации ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ 4. В учетной политике направления хозяйственной¦ ¦
¦ деятельности и способы их учета ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ раскрыты достаточно полно ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ частично раскрыты ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ не раскрыты ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ 5. Наличие в учетной политике противоречивых¦ ¦
¦ положений ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ 6. Наличие в учетной политике методов учета,¦ ¦
¦ отличных от установленных нормативными актами¦ ¦
¦ по бухгалтерскому учету и налоговым¦ ¦
¦ законодательством ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦II. Структура и характеристика¦ ¦
¦ финансово-бухгалтерской и налоговой служб ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ 7. Наличие в структуре организации обособленной¦ ¦
¦ налоговой службы, отвечающей за ведение¦ ¦
¦ налогового учета и составления налоговой¦ ¦
¦ отчетности ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ 8. Степень взаимодействия между бухгалтерской и¦ ¦
¦ налоговой службой ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ взаимодействие отсутствует (налоговая служба¦ ¦
¦ самостоятельно формирует регистры налогового¦ ¦
¦ учета без применения данных регистров¦ ¦
¦ бухгалтерского учета) ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ первичные документы обрабатываются в¦ ¦
¦ бухгалтерии, а затем передаются в налоговую¦ ¦
¦ службу с необходимыми пояснениями и справками ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ 9. Наличие и соблюдение графика документооборота ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦10. Наличие должностных инструкций на работников¦ ¦
¦ финансово-бухгалтерской и налоговой службы: ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦11. Наличие отдела внутреннего контроля (аудита) ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦III. Формы и методы отражения хозяйственных¦ ¦
¦ операций в бухгалтерском и налоговом учете ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦12. Применение единого рабочего плана счетов¦ ¦
¦ бухгалтерского учета (в том числе всеми¦ ¦
¦ филиалами и структурными подразделениями) ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ частично ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦13. Система налогового учета организована на¦ ¦
¦ основании: ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ только регистров бухгалтерского учета ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ самостоятельно разработанных регистров¦ ¦
¦ налогового учета ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ регистров бухгалтерского учета и самостоятельно¦ ¦
¦ разработанных регистров налогового учета по¦ ¦
¦ отдельным операциям ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦14. В организации разработаны регистры налогового¦ ¦
¦ учета доходов и расходов от реализации и¦ ¦
¦ внереализационных доходов, расходов ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ частично ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦15. В организации разработаны регистры налогового¦ ¦
¦ учета наиболее сложных операций (на ремонт,¦ ¦
¦ НИОКР, по определению финансового результата¦ ¦
¦ при реализации основных средств, ценных бумаг,¦ ¦
¦ уступки прав требования и т.д.), по которым¦ ¦
¦ налоговым законодательством определен особый¦ ¦
¦ порядок учета ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ частично ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦16. Финансово-хозяйственные операции отражаются в¦ ¦
¦ бухгалтерском и налоговом учете ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ только на основании первичных документов ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ без подтверждающих первичных документов ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦17. Исправления в бухгалтерском и налоговом учете ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ всегда обоснованы ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ не обоснованы ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦18. Ошибки при переносе из одного учетного регистра¦ ¦
¦ в другой ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ отсутствуют ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ происходят часто ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ происходят иногда ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦IV. Компьютерная обработка данных (КОД) ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦19. Ведение бухгалтерского и налогового учета¦ ¦
¦ автоматизировано ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ полностью ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ частично ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ не автоматизировано ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦20. Система КОД ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ охватывает отдельные участки учета,¦ ¦
¦ автоматизирует работу отдельных подразделений ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ охватывает весь бухгалтерский и налоговый учет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ охватывает всю деятельность организации¦ ¦
¦ (полностью интегрированная система) ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦21. Разработанные при помощи КОД формы документов и¦ ¦
¦ регистров соответствуют требованиям¦ ¦
¦ унифицированных и утвержденных форм ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦22. Алгоритмы обработки данных соответствуют¦ ¦
¦ действующему законодательству ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦V. Составление бухгалтерской и налоговой отчетности¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦23. Бухгалтерская и налоговая отчетность¦ ¦
¦ составляется: ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ с соблюдением требований законодательства ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ с нарушением требований законодательства ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦24. В случае обнаружения ошибок изменения в¦ ¦
¦ бухгалтерскую и налоговую отчетность вносятся ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ с соблюдением установленного порядка ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ с нарушением установленного порядка ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦VI. Осуществление контроля ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦25. Служба внутреннего аудита ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ действует ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ отсутствует ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦26. Ревизионная комиссия (ревизионный отдел) ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ действует ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ отсутствует ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦27. Инвентаризационная комиссия ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ утверждена руководителем и действует ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ отсутствует ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦28. Комиссия по приему, вводу в эксплуатацию и¦ ¦
¦ списанию основных средств ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ утверждена руководителем и действует ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ отсутствует ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦29. Служба по контролю за выполнением обязательств¦ ¦
¦ по заключенным договорам, предъявлением¦ ¦
¦ претензий и выполнением обязательств по¦ ¦
¦ предъявленным организации претензиям ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ утверждена и действует ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ отсутствует ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦30. Наличие приказа о проведении плановых¦ ¦
¦ инвентаризаций имущества и финансовых¦ ¦
¦ обязательств ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦31. Документы по проведению инвентаризации¦ ¦
¦ составляются с соблюдением требований¦ ¦
¦ нормативных актов по бухгалтерскому учету ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦VII. Кадровая политика ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦32. Прием на работу специалистов производится на¦ ¦
¦ конкурсной основе, по результатам собеседования¦ ¦
¦ (тестирования) ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦33. Проводятся мероприятия по обучению и повышению¦ ¦
¦ квалификации кадров ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ да ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ нет ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦Итого оценок: ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ "Высоких" ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ "Средних" ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦ "Низких" ¦ ¦
+---------------------------------------------------+------------+
¦Итоговая оценка надежности системы учета и¦ ¦
¦внутреннего контроля ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Оценка риска средств контроля ¦ ¦
----------------------------------------------------+-------------
Примечание. Оценка риска средств контроля производится на основании профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с точки зрения их уровня, как "низкий", "средний", "высокий". По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень риска средств контроля аудируемого лица.
При получении отрицательного ответа на вопрос N 15 или ответа "только регистров бухгалтерского учета" на вопрос N 13 уровень риска средств контроля сразу устанавливается "высоким" без дальнейшего анализа результатов тестирования.
В случае, если риск средств контроля окажется высоким и аудитор примет решение о том, что он не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономического субъекта, он должен планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Это может быть сделано, когда надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как "высокая" или когда аудитору более удобно или экономически оправдано не полагаться на эту систему.
В случае, если аудитор в ходе аудита придет к выводу о том, что оценка надежности системы внутреннего контроля окажется ниже той, которая была получена в ходе первичной оценки, он обязан соответствующим образом скорректировать порядок осуществления других аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита налога на прибыль.
Источник - Методические рекомендации Минфина России от 23.04.2004