Отчет инженерно-технической подкомиссии о результатах работ, проведенных в связи с расследованием авиационного происшествия. Вариант 2
Приложение к Правилам расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации
Рассмотрен на заседании комиссии
"___"___________________ ____ г.
Протокол N ____
ОТЧЕТ
инженерно-технической подкомиссии по результатам
работ, проведенных в связи с расследованием
______________________________________________________________________
(вид авиационного происшествия)
с самолетом (вертолетом) _____________________________________________
(тип, гос. регистрационный опознавательный
______________________________________________________________________
знак, принадлежность)
______________________________________________________________________
(дата и место происшествия)
I. ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ, ПРОДЕЛАННЫЕ ПОДКОМИССИЕЙ
Приводится полный перечень основных работ, выполненных подкомиссией, с указанием прилагаемых отчетных документов.
Например:
- проведена натурная выкладка элементов конструкции (отчет, схемы и фотографии прилагаются);
- проведен эксперимент по имитации рассоединения проводки управления с записью на бортовом самописце (протокол с осциллограммами прилагается) и т.п.
II. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЗДУШНОМ СУДНЕ
Излагаются по следующей форме:
Самолет (вертолет) __________ (тип, государственный регистрационный и опознавательный знак, заводской номер) принадлежит ____________ (ОАО, управление, учебное заведение), эксплуатируется (организация-эксплуатант), выпущен предприятием ________________ (наименование, дата) и налетал с начала эксплуатации _________ час. ______ мин., произвел ___________ посадок, имел __________ ремонтов.
После последнего ремонта налетал _______ час. ______ мин., произвел ________ посадок. Последний ремонт проведен на заводе ________ (каком) (дата).
Имеет следующие ресурсы и календарные сроки службы:
назначенный ____ час., _____ посадок, в течение ____ лет;
до первого ремонта ____ час., _____ посадок, в течение ____ лет;
межремонтный _____ час., _____ посадок, в течение ____ лет.
Имеет свидетельство о государственной регистрации N ____, выданное (дата выдачи и наименование органа, выдавшего свидетельство), действительное по (дата действия свидетельства).
При необходимости приводятся аналогичные данные по отказавшему двигателю (агрегату).
На самолете (вертолете) в АТБ _________ (дата) (наименование аэропорта, ОАО, управления) выполнено периодическое техническое обслуживание по форме _______ (наименование последнего периодического обслуживания), после чего самолет (вертолет) налетал ______ час. ____ мин. и произвел _____ посадок.
Перед последним вылетом __________ (дата) самолет (вертолет) обслужен в АТБ _______________ (наименование аэропорта, ОАО, управления) по форме ___________ (последнее оперативное обслуживание).
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Приводится описание места авиационного происшествия. Указывается (с привязкой к местности) место первого касания воздушного судна о землю или другие препятствия, размеры и направления зоны разброса обломков, наличие и расположение зоны наземного пожара. Приводится краткое описание расположения основных элементов конструкции.
Описывается характер столкновения воздушного судна с землей и окружающими предметами, общий характер разрушения конструкции. С использованием этих данных, а также информации бортовых самописцев определяется положение воздушного судна в пространстве в момент столкновения с землей. Указывается конфигурация воздушного судна в момент происшествия.
IV. АНАЛИЗ
Раздел является основным разделом отчета подкомиссии и должен полностью обосновывать выводы о работоспособности авиационной техники или о наличии и причинах отказов, качестве технической эксплуатации воздушного судна, обобщать результаты, полученные рабочими группами подкомиссии с использованием данных других подкомиссий, если это необходимо.
Раздел, составляемый в описательной форме, должен включать в себя следующую информацию:
1. Краткое описание подготовки воздушного судна к полетам (включая последнее периодическое и оперативное техническое обслуживание) с указанием всех допущенных при этом отклонений и нарушений, которые оказали влияние на работоспособность авиационной техники.
2. Краткое описание полета до момента начала развития особой ситуации (с точки зрения работы авиационной техники) с указанием его особенностей и отклонений.
3. Подробное описание работы авиационной техники в процессе возникновения и развития особой ситуации с анализом последовательности и взаимовлияния отказов (если они имели место).
4. Подробный анализ работоспособности авиационной техники по основным функциональным системам:
- планер;
- система управления;
- топливная система;
- гидросистема;
- система кондиционирования;
- противообледенительная система;
- силовые установки;
- авиационное и радиоэлектронное оборудование.
В случае отсутствия отказов приводятся имеющиеся доказательства работоспособности функциональной системы. При выявлении отказов приводится подробный анализ их причин. В случае, если авиационное происшествие связано с возникновением пожара, приводится анализ причин и места его возникновения с описанием имеющихся характерных признаков.
Если в ходе работы подкомиссии установлено, что имеющиеся отказы авиатехники были вызваны недостатками в техническом обслуживании и ремонте авиационной техники, то приводится описание этих недостатков, а при необходимости - данные о специалистах, осуществлявших ремонт или обслуживание авиационной техники и ее подготовку к полетам.
V. ВЫВОДЫ
В краткой форме дается оценка работоспособности авиационной техники в последнем полете. При наличии отказов указываются их причины, последовательность возникновения и взаимовлияние.
Дается краткая оценка качества технического обслуживания и ремонта воздушного судна.
VI. СОСТОЯНИЕ ВОЗДУШНОГО СУДНА
Дается краткое описание состояния воздушного судна после авиационного происшествия по функциональным системам.
VII. ДРУГИЕ НЕДОСТАТКИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ
Указываются все недостатки в конструировании, производстве, ремонте и техническом обслуживании авиационной техники, подготовке персонала соответствующих служб, выявленные в ходе расследования, которые не оказали непосредственного влияния на исход полета, но отрицательно влияют на безопасность полетов в целом.
VIII. РЕКОМЕНДАЦИИ
Приводятся рекомендации инженерно-технической подкомиссии без указания исполнителей и сроков выполнения, направленные на устранение выявленных при расследовании недостатков. Раздел состоит из двух частей:
а) рекомендации, направленные на устранение недостатков, оказавших влияние на исход полета;
б) рекомендации, направленные на устранение недостатков, не оказавших влияние на исход полета, но отрицательно влияющих на безопасность полетов в целом.
Председатель подкомиссии _______________________ (подпись)
Члены подкомиссии: _____________________________ (подписи)
К отчету инженерно-технической подкомиссии прикладываются:
а) отчеты рабочих групп, входящих в состав подкомиссии, с приложениями;
б) состав подкомиссии и ее рабочих групп;
в) протоколы заседания подкомиссии.
Перечень обязательных сведений по воздушному судну, технической эксплуатации, указываемых в отчете группы анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта по самолету (вертолету):
По воздушному судну:
1. Тип, государственный регистрационный опознавательный знак и заводской номер.
2. Принадлежность.
3. Завод-изготовитель и дата выпуска.
4. Ресурсы и сроки службы: гарантийные, назначенные, до первого ремонта, межремонтные.
5. Наработка с начала эксплуатации (часы, минуты, посадки).
6. Количество ремонтов, дата и место последнего ремонта, наработка после последнего ремонта (часы, минуты, посадки).
7. Сведения о летной годности (наличие и срок действия свидетельств о регистрации и годности к эксплуатации, дата выдачи и наименование органа, выдавшего свидетельства).
По двигателям (по каждому):
1. Тип, заводской номер.
2. Завод-изготовитель и дата выпуска.
3. Ресурсы и сроки службы: гарантийные, назначенные, до первого ремонта, межремонтные.
4. Наработка с начала эксплуатации (часы, минуты, циклы).
5. Количество ремонтов, дата и место последнего ремонта, наработка после последнего ремонта (часы, минуты, циклы).
6. Дата и место установки на самолет (вертолет), каким предприятием установлен.
Для вертолетов аналогичные данные указываются по главному редуктору.
При необходимости аналогичные данные указываются по отказавшим агрегатам систем планера и силовых установок.
По технической эксплуатации:
1. Дата, место и форма последнего периодического технического обслуживания.
2. Номер смены, выполнявшей обслуживание, фамилия руководителя смены, лица, контролировавшего выполнение работ, номер карты-наряда.
3. Наработка после проведения последнего периодического обслуживания.
4. Дата, место и форма последнего оперативного обслуживания.
5. Номер смены, выполнявшей обслуживание, фамилии исполнителей, руководителя смены и лица, контролировавшего выполнение работ, номер карты-наряда.
6. Наработка после последнего оперативного обслуживания.
7. Перечень отказов и неисправностей, устранявшихся при последнем оперативном и периодическом обслуживании, которые могут быть связаны с причиной происшествия, с указанием методов устранения.
8. Перечень повторяющихся отказов и неисправностей за период эксплуатации после последнего ремонта с указанием даты и методов устранения.
9. Перечень не выполненных в эксплуатации и ремонте бюллетеней и указаний ФАС России, причины невыполнения.
Источник - Постановление Правительства РФ от 18.06.1998 № 609 (с изменениями и дополнениями на 2011 год)