Инструкция официанта
Официант
------------------------------
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ИНСТРУКЦИЯ
------------------------------
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
--------- -------------------
(подпись) (инициалы, фамилия)
Официанта 00.00.0000
1.1. Официант является рабочим и подчиняется непосредственно
_____________________________________.
(наименование должности руководителя)
1.2. Официантом принимается лицо, имеющее _______________________
(начальное/среднее)
профессиональное образование, ____________________________________________,
(без предъявления требований к стажу работы/
стаж работы не менее 1, 2 или более лет)
________________________________________________________.
(иные требования работодателя)
1.3. Официант 3-го разряда должен знать:
- нормативные правовые документы, акты технического регулирования на услуги общественного питания, на продукцию общественного питания;
- характеристики блюд, изделий и напитков, включенных в меню;
- правила предложения блюд и напитков потребителям;
- правила консультирования потребителей о блюдах и напитках в процессе обслуживания;
- цены на реализуемую кулинарную продукцию, кондитерские изделия и продаваемые товары;
- основные правила этикета;
- правила и очередность подачи блюд, напитков, требования к их оформлению и температуре подачи, соответствие ассортимента алкогольных напитков характеру и очередности подаваемых блюд;
- виды, назначение и требования, предъявляемые к используемой столовой посуде, приборам, столовому белью, применяемым при обслуживании посетителей;
- правила получения и сдачи столовой посуды, приборов, столового белья, аксессуаров для зала обслуживания;
- правила сервировки столов и обслуживания посетителей при реализации по предварительно оплаченным путевкам, чекам, талонам;
- особенности обслуживания специальных мероприятий в
______________________________________ и при выездном обслуживании, а также
(тип предприятия общественного питания)
особенности обслуживания отдельных контингентов потребителей;
- иностранный язык (__________________________________________________)
(английский, иной в соответствии со специализацией
предприятия)
в пределах разговорного минимума и профессиональной терминологии;
- правила эксплуатации применяемого оборудования и инвентаря;
- правила эксплуатации контрольно-кассовой техники, порядок оформления счетов и расчета по ним с потребителями;
- профессиональную терминологию;
- нормы и стандарты профессиональной этики;
- правила пожарной безопасности;
- санитарные нормы и правила, правила личной гигиены и гигиены рабочего места;
- правила пользования средствами индивидуальной защиты;
- основы трудового законодательства;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- ____________________________________________________________________.
(виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.4. Официант 4-го разряда должен знать:
- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пункте 1.2 настоящей инструкции;
- виды обслуживания посетителей и сервировок столов в
_______________________________________ с включением в меню заказных и
(тип предприятия общественного питания)
фирменных блюд, напитков и кондитерских изделий;
- виды и правила сервировки столов и обслуживания торжеств, мероприятий по заказам организаций, отдельных лиц или групп;
- особенности приготовления и подачи блюд, изделий и напитков, в том числе фирменных, национальных и блюд иностранных кухонь;
- ассортимент, нормы выхода, подробную кулинарную характеристику, правила подачи и цены на реализуемые блюда, изделия и напитки;
- ____________________________________________________________________.
(виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.5. Официант 5-го разряда должен знать:
- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в
пунктах 1.2 и 1.3 настоящей инструкции;
- виды и правила сервировки столов, отражающие национальные особенности
и тематическую направленность ____________________________________________;
(тип предприятия общественного питания)
- правила и приемы порционирования, способы доведения до готовности кулинарных изделий на виду у потребителей;
- формы и правила обслуживания иностранных туристов на торжественных и официальных приемах, совещаниях, конференциях, переговорах, съездах;
- соответствие ассортимента вин и винно-водочных изделий характеру и очередности подаваемых блюд;
- особенности питания иностранных туристов;
- формы организации труда официантов (индивидуальная, бригадно-звеньевая, бригадная);
- ____________________________________________________________________.
(виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.6. ___________________________________________________________________.
2. Обязанности
2.1. Перед началом рабочего дня (смены) официант:
1) знакомится с порядком выполнения работ, уточняет у непосредственного руководителя особенности организации рабочего дня (обычный день, специальное обслуживание, банкет, др.);
2) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;
3) надевает форменную одежду и обувь, приводит в надлежащее состояние прическу;
4) подготавливает необходимый инвентарь и приспособления, проверяет их исправность;
5) ___________________________________________________________________.
(иные обязанности)
2.2. В процессе работы официант:
1) использует средства индивидуальной защиты;
2) соблюдает правила использования приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;
3) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
4) соблюдает требования санитарии, правила личной гигиены и гигиены рабочего места;
5) следит за сохранностью столовой посуды, приборов, инвентаря в процессе обслуживания, принимает меры по предотвращению их хищения, порчи;
6) при выявлении некачественных блюд и напитков производит их замену и
уведомляет _________________________________________;
(метрдотеля, др. наименование должности)
7) проявляет вежливость, тактичность, внимательность,
доброжелательность и предупредительность в отношениях с потребителями в
пределах своих обязанностей;
8) при возникновении споров с посетителями и невозможности их
самостоятельного урегулирования, а также при просьбе посетителей
представить книгу отзывов и предложений приглашает
________________________________________;
(метрдотеля, др. наименование должности)
9) немедленно ставит в известность ___________________________________
(метрдотеля, др. наименование
должности)
при объявлении проведения внеплановой проверки сотрудниками
контрольно-надзорных органов;
10) в чрезвычайных ситуациях под руководством
________________________________________ организует эвакуацию посетителей и
(метрдотеля, др. наименование должности)
персонала на безопасную территорию (пространство);
11) __________________________________________________________________.
(иные обязанности)
2.3. В течение рабочего дня (смены) официант:
2.3.1. 3-го разряда:
1) осуществляет обслуживание посетителей с простой и средней сложности сервировкой столов и несложным ассортиментом блюд по предварительно оплаченным путевкам, чекам, талонам и за наличные деньги без оформления и предъявления посетителям счетов или без оформления оплаты на контрольно-кассовом аппарате (скомплектованные рационы питания);
2) принимает предварительные заказы на горячие блюда и обслуживание;
3) осуществляет разносную торговлю в залах
__________________________________________________ кондитерскими изделиями,
(тип предприятия общественного питания)
сувенирами, цветами и другими товарами;
4) накрывает и предварительно сервирует столы;
5) производит уборку столов, замену скатертей и салфеток по мере их загрязнения;
6) сдает полученные денежные средства, чеки, талоны, нереализованную продукцию и товары;
7) ___________________________________________________________________;
(иные обязанности)
2.3.2. 4-го разряда:
1) осуществляет обслуживание посетителей со сложной сервировкой столов
в _______________________________________ с приемом заказов от посетителей,
(тип предприятия общественного питания)
оформлением и предъявлением им счетов;
2) осуществляет обслуживание торжеств (свадеб, юбилейных дат, товарищеских встреч, семейных обедов, вечеров отдыха, тематических вечеров, балов, дегустаций блюд национальных кухонь и др.);
3) оказывает посетителям помощь в выборе блюд и напитков и подает их на столы;
4) обеспечивает своевременную замену посуды, приборов, подает необходимые посетителям приборы (зажигалки, спички, др.);
5) производит расчет с посетителями согласно счету;
6) производит уборку столов по завершении обслуживания посетителя (посетителей), замену скатертей по мере их загрязнения;
7) по распоряжению _____________________________________ выполняет
(наименование должности руководителя)
работы, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 2.3.1 настоящей инструкции;
8) ___________________________________________________________________;
(иные обязанности)
2.3.3. 5-го разряда:
1) осуществляет обслуживание посетителей в
________________________________________ с учетом национальных особенности,
(тип предприятия общественного питания)
тематической направленности ______________________________________________,
(тип предприятия)
осуществляет сервировку столов;
2) осуществляет обслуживание торжественных и официальных приемов, совещаний, конференций, переговоров, съездов;
3) обеспечивает обслуживание иностранных туристов;
4) подает фирменные блюда и напитки по желанию клиента, заказавшего эти блюда;
5) подает при обслуживании влажные горячие салфетки;
6) обеспечивает своевременную замену посуды, приборов, подает необходимые посетителям приборы (зажигалки, спички, др.);
7) производит уборку столов по завершении обслуживания посетителя (посетителей), замену скатертей по мере их загрязнения;
8) по распоряжению _____________________________________ выполняет
(наименование должности руководителя)
работы, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 2.3.1, подпунктах 1 - 3 пункта
2.3.2 настоящей инструкции;
9) ___________________________________________________________________;
(иные обязанности)
2.4. В конце рабочего дня (смены) официант:
1) снимает форменную одежду, обувь, помещает их на хранение;
2) сдает установленную отчетность;
3) ___________________________________________________________________.
(иные обязанности)
2.5. Официант обязан:
1) находиться в зале только в форменной одежде и обуви установленного
образца в надлежащем состоянии, без видимых повреждений и загрязнений;
2) носить _________________________ с указанием профессии, фамилии,
(бейдж/значок/др.)
имени;
3) быть аккуратным и внимательным при сервировке столов, транспортировке и перемещении подносов с блюдами по залу, переносе обеденных приборов и посуды;
4) производить сервировку и уборку столов не причиняя неудобства посетителям;
5) не допускать задержку обслуживания посетителей;
6) поблагодарить посетителей при расчете;
7) оставлять рабочее место только при замене его другим официантом;
8) при повышении в течение рабочего дня температуры, появлении
признаков желудочно-кишечных и иных инфекционных заболеваний, нагноений,
порезов, ожогов, а также обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями
в семье сообщать ________________________________________;
(метрдотелю, др. наименование должности)
9) неукоснительно исполнять распоряжения и указания
________________________________________, данные в пределах служебных
(метрдотелю, др. наименование должности)
полномочий;
10) __________________________________________________________________.
(иные обязанности)
2.6. Официанту запрещаются:
1) прием пищи и курение на рабочем месте;
2) общение с родственниками и знакомыми в зале вне рамок обслуживания их в качестве потребителей;
3) хранение в карманах одежды предметов личного туалета;
4) проведение мероприятий личной гигиены на виду у посетителей (причесывание, уход за ногтями, пр.);
5) ___________________________________________________________________.
(иные запреты)
2.7. _________________________________________________________________.
(иные обязанности)
3. Права
При выполнении своих обязанностей официант обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.
4. Ответственность
4.1. Официант привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.
4.2. Официант несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
4.3. Официант за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
4.4. ___________________________________________________________________.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящая инструкция разработана на основе
Тарифно-квалификационных характеристик профессии "Официант. 3-й, 4-й, 5-й
разряды" (раздел "Торговля и общественное питание" Единого
тарифно-квалификационного справочника, выпуск N 51, утвержденного
Постановлением Минтруда России от 05.03.2004 N 30) с учетом ГОСТ Р
50935-2007 "Услуги общественного питания. Требования к персоналу",
___________________________________.
(реквизиты иных актов и документов)
5.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
___________________________________________________________________________
(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью
___________________________________________________________________________
настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре
__________________________________________________________________________.
инструкции, хранящемся у работодателя; иной способ)
5.3. ___________________________________________________________________.