Резолютивная часть постановления оглашена 10 апреля 2019г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Певек 11 апреля 2019 года
Судья Чаунского районного суда Чукотского автономного округа Новикова Е.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица –
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Чукотская окружная больница», юридический адрес: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Ленина, д. 1, ИНН 8709004761, КПП 870901001, ОГРН 1028700587189,
при участии:
прокурора Дятловой И.В.
защитника юридического лица: Доценко А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГг. №00)
права и обязанности, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, защитнику юридического лица разъяснены, ходатайств, отводов им не заявлено.
Установил:
Прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Чукотского автономного округа проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан в филиале Чаунская районная больница Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Чукотская окружная больница» (ГБУЗ «ЧОБ»).
Основными видами деятельности ГБУЗ «ЧОБ», согласно п.п. 2.2.1-2.2.8, 2.2.13 Устава ГБУЗ «ЧОБ», утвержденного приказом Департамента социальной политики Чукотского АО от 23 января 2018г. № 70 и согласованного с Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского АО, является первичная (доврачебная) медицинская помощь, скорая и неотложная медицинская помощь, профилактическая медицинская деятельность, лечебно-диагностическая медицинская деятельность, реабилитационная медицинская деятельность, паллиативная медицинская деятельность, амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь детскому населению, подросткам, взрослому населению в том числе на дому, стационарная медицинская помощь детскому населению, подростками взрослому населению, фармацевтическая деятельность (в соответствии с лицензиями) с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами с правом изготовления.
Согласно пункту 6.4 Устава, ГБУЗ «ЧОБ» имеет филиал – Чаунская районная больница (Чукотский автономный округ, Чаунский район, г. Певек, ул. Куваева, д. 17), в структуре которой имеется участковая больница с. Рыткучи (Чукотский автономный округ, Чаунский район, с. Рыткучи, ул. Озерная, д. 7).
ГБУЗ «ЧОБ» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ по указанным адресам.
ДД.ММ.ГГГГг. установлено что в участковой больницы с.Рыткучи, ул.Озерная, д. 7:
в нарушение п. 7 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздрава от 23 августа 2010г. № 706н (далее – Правил) в помещении для хранения лекарственных средств не ведется контроль температуры воздуха и регистрация показаний приборов;
в нарушение п. 11 Правил не установлен Порядок ведения учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности, не осуществляется учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности, контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности;
в нарушение п. 12 Правил в аптечном складе совместно с лекарственными средствами, годными к использованию, хранились препараты с истекшим сроком годности:
-
-
Тем самым ГБУЗ «ЧОБ» по месту осуществления деятельности в с.Рыткучи были нарушены требования:
-
ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 12 апреля 2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
-
пп. «а», «б», «в (1)» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности;
-
п.п. 7, 11, 12 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздрава от 23 августа 2010г. № 706н.
Таким образом, в силу п. 1 ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011г. № 99-ФЗ, п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, ГБУЗ «ЧОБ» допущено осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специальной лицензии, когда специальная лицензия обязательна.
Защитник юридического лица Доценко А.А. в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении пояснил, что его доверитель вину признает, в содеянном раскаивается, после проведенной проверки были проведены мероприятия, направленные на устранение нарушений. В связи с финансовым положением Учреждения, защитник просил суд назначить административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела. Однако, предоставить на рассмотрение дела документы, подтверждающие имущественное и финансовое положение юрлица, защитник не в состоянии ввиду их отсутствия.
Прокурор Дятлова И.В. указала, что имеются основания для привлечения ГБУЗ «ЧОБ» к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, уточнив, что из объема вмененного правонарушения следует исключить нарушение Учреждением пп. «б» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, п. 2 ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ссылку на то, что Учреждением не были соблюдены условия хранения термолабильных лекарственных препаратов, поскольку эти обстоятельства были включены в постановление излишне.
В остальной части прокурор Дятлова И.В. поддержала доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, заключив, что основания для административного приостановления деятельности отсутствуют, а соразмерным административному правонарушению будет административное наказания в виде административного штрафа в сумме 180000 рублей.
В части доводов защитника о возможности назначения административного наказания в виде штрафа ниже низшего предела, прокурором было указано, что исключительных обстоятельств для применения положений ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ нет, в ходе проведения проверки препятствий со стороны работников больницы не было, но какое-либо содействие, которое можно было бы расценить как таковое, не оказывалось. Кроме того, в течение года ГБУЗ «ЧОБ» было привлечено к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения. В связи с чем прокурор Дятлова И.В. полагала, что ходатайство защитника юрлица в этой части не обосновано.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, судьей установлено следующее.
Прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Чукотского автономного округа с ДД.ММ.ГГГГг. была проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан в филиале Чаунская районная больница Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Чукотская окружная больница».
Основными видами деятельности ГБУЗ «ЧОБ», согласно п.п. 2.2.1-2.2.8, 2.2.13 Устава ГБУЗ «ЧОБ» является первичная (доврачебная) медицинская помощь, скорая и неотложная медицинская помощь, профилактическая медицинская деятельность, лечебно-диагностическая медицинская деятельность, реабилитационная медицинская деятельность, паллиативная медицинская деятельность, амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь детскому населению, подросткам, взрослому населению в том числе на дому, стационарная медицинская помощь детскому населению, подростками взрослому населению, фармацевтическая деятельность (в соответствии с лицензиями) с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами с правом изготовления.
Как следует из п.6.4 Устава, учреждение имеет филиал – Чаунская районная больница с местонахождением в г. Певек, ул. Куваева, д. 17.
Из п. 1.7 Положения о филиале Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Чукотская окружая больница» - Чаунская районная больница, следует, что в ее структуре имеется участковая больница с. Рыткучи (местонахождение: Чукотский автономный округ, Чаунский район, с. Рыткучи, ул. Озерная, д. 7).
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон) лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 названного Закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, пунктом 6 которого предусмотрено, что под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в(1)» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с пп. «в(1)» пункта 5 Положения, лицензиат обязан соблюдать правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
Согласно ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 12 апреля. 2010 года № 61-ФЗ, правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 7 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 № 706н (далее – Правил), помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5-1,7 м от пола.
Пунктом 11 Правил установлено, что в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
Согласно п. 12 Правил, при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
ДД.ММ.ГГГГг. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Чукотская окружная больница» Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности
Из приложения к лицензии следует, что Учреждение вправе оказывать медицинскую помощь, в том числе, по адресу: Чаунский район, с. Рыткучи, ул.Озерная, д. 7, при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях работы (услуги) по акушерскому делу, сестринскому делу, по терапии, по стоматологии терапевтической, при оказании специализированной помощи – по терапии, при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз работы и услуги по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), при проведении медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), при проведении медицинских экспертиз по экспертизе временной нетрудоспособности (пункт 65 Приложения).
В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГг. установлено, что ГБУЗ «ЧОБ» в структурном подразделении филиала Чаунской районной больницы - участковой больнице с.Рыткучи, по адресу: ул.Озерная, д. 7:
в нарушение п. 7 Правил в помещении для хранения лекарственных средств не ведется контроль температуры воздуха и регистрация показаний приборов;
в нарушение п. 11 Правил не установлен Порядок ведения учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности, не осуществляется учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности, контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности;
в нарушение п. 12 Правил в аптечном складе совместно с лекарственными средствами, годными к использованию, хранились препараты с истекшим сроком годности:
-
-
Указанные обстоятельства отражены в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГг., составленном помощником прокурора Дятловой И.В. в присутствии главного врача участковой больницы с.Рыткучи Зинченко О.В.
Кроме того, с актом был ознакомлен защитник юридического лица Доценко А.А., что подтверждается его подписью, сделанной собственноручно.
Замечаний к акту проверки нет.
В фототаблице зафиксированы сроки годности указанных лекарственных препаратов.
Данные обстоятельства защитником юридического лица не оспариваются, надлежащие документы, свидетельствующие об обратном, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не были представлены.
Тем самым ГБУЗ «ЧОБ» по месту осуществления деятельности в с.Рыткучи были нарушены требования пп. «в (1)» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности
Согласно пункту 1 части 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой согласно п. 1 указанной нормы, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Тем самым ГБУЗ «ЧОБ» в лице филиала – Чаунская районная больница в соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 № 99-ФЗ, п. 6, пп. «в(1)» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности от 16 апреля 2012 г. № 291, было допущено осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специальной лицензии, когда такая лицензия обязательна.
В силу пункта 6 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «в(1)» пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГг. о возбуждении дела об административном правонарушении в полной мере отражено событие административного правонарушения, нашедшее подтверждение в ходе рассмотрения.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Чукотская окружная больница», содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, когда лицензия обязательна.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ признаются раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; действия юридического лица, направленные на устранение выявленных нарушений, признание вины.
Ранее ГБУЗ «ЧОБ» привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Рассматривая вопрос о виде назначаемого наказания, прихожу к следующим выводам.
Санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц административное наказание в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу абзаца второго части 1 статьи 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части названного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Принимая во внимание, что юридическим лицом предпринимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений, прихожу к выводу, что цели административного наказания могут быть достигнуты путем назначения административного штрафа.
В части вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Вместе с тем оснований для применения положений указанной нормы в данном случае не усматривается, поскольку исключительных обстоятельств, дающих возможность снизить размер наказания, не установлено, доводы защитника в этой части ничем не подкреплены.
Таким образом, справедливым и соразмерным содеянному, соответствующим характеру совершенного Учреждением административного правонарушения, с учетом степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, наличия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, будет штраф в пределах санкции вмененной статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
Постановил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Чукотская окружная больница» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 180000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ отложить составление мотивированного постановления на 11 апреля 2019 года.
Считать днем вынесения постановления день изготовления постановления в полном объеме – 11 апреля 2019 года.
Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, опротестовано прокурором в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ, в суд Чукотского автономного округа через Чаунский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Административный штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам:
Документ об уплате в добровольном порядке административного штрафа предоставить в Чаунский районный суд Чукотского автономного округа (689400, г. Певек Чукотского АО, ул. Обручева, д. 16/2).
Судья Е.С. Новикова