Дело № 2-2119/2019 «11» апреля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кондратьевой Н.М.,
при секретаре Поляковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойчук Раисы Ивановны к ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» об обязании произвести выплату пособия на погребение, взыскании компенсации морального вреда,
Установил:
Бойчук Р.И. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга», в котором просила признать незаконным решение ответчика об отказе в выплате пособия на погребение ФИО5, взыскать из средств ФКУ ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» за счет средств федерального бюджета пособие на погребение за умершего супруга в размере трехмесячной пенсии ФИО5, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В обоснование иска указано на то, что супруг Бойчук Р.И. – ФИО5 являлся пенсионером из числа военнослужащих, 25.01.2018 умер на территории Украины, 26.01.2018 г. составлена запись акта о смерти № Шаргородским районным отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Главного территориального управления юстиции Винницкой области Украины.
12.03.2018 Бойчук Р.И. обратилась с устным заявлением в Отдел Военного комиссариата Приморского района Санкт-Петербурга, которым отказано в выплате пособия на погребение в связи с отсутствием справки о смерти формы 33.
В целях получения формы 33 сын истца обратился в Консульство РФ на Украине, которое отказало в содействии в получении справки формы 33, поскольку она выдается только в случае регистрации смерти в Консульском отделе Посольства РФ на Украине одновременно с выдачей свидетельства о смерти. В связи с тем, что факт смерти мужа истца был уже зарегистрирован в компетентных органах Украины, повторная регистрация смерти консульским отделом произведена быть не может.
14.03.2018 г. истец обратился с повторным заявлением о выплате пособия на погребение в Центр социального обеспечения военного комиссариата города Санкт-Петербурга, однако, в ответе на заявление от 30.03.2018 ответчик указал на то, что поскольку истец не представил справку о смерти по форме №, оснований для выплаты пособия не имеется.
Как указывает истец, справки и свидетельство о смерти ФИО5 содержат все необходимые данные, предусмотренные в справке формы №, в частности, его фамилию, имя, отчество, дату рождения и дату смерти, причину смерти, место смерти, место государственной регистрации смерти, связи с чем, основания для отказа в выплате пособия на погребение у ответчика отсутствовали.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, поддержал представленный в материалы дела письменный отзыв на иск.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО5 являлся пенсионером МО РФ и состоял на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате города Санкт-Петербурга.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер, в качестве места смерти в свидетельстве о смерти, выданном исполнительным комитетом Пеньковского сельского совета Шаргородского района Винницкой области 26.01.2018 г., указано село Пеньково Шаргородского района Винницкой области, Украины.
На основании п. 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, выплачивается пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации. Пособие на погребение не выплачиваются, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
Ответчиком в ответе на заявление жены умершего ФИО5 – Бойчук Р.И. от 30.03.2018 г. указано на необходимость представления для выплаты пособия на погребение ФИО5 справки о смерти формы 33.
Государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти за пределами территории Российской Федерации производят консульские учреждения Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
В соответствии с частью 3 статьи 76 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" записи актов гражданского состояния, которые составлены консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются на хранение в органы записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Таким образом, исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, если регистрация смерти произведена органом ЗАГС Российской Федерации, то справка о смерти установленного законодательством образца для получения пособия на погребение выдается данным органом.
Государственная регистрация смерти гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации производится консульским учреждением Российской Федерации, при этом справка о смерти установленного образца для получения пособия на погребение выдается архивно-информационным отделом ЗАГС Российской Федерации, после передачи Министерством иностранных дел Российской Федерации в указанный отдел ЗАГС записи акта о смерти гражданина Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в редакции, действующей с 01.01.2018 г., формы записей актов гражданского состояния, формы бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, формы иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, формы заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также правила их заполнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, в случае смерти гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, факт его смерти регистрируется в консульском учреждении или в консульском отделе дипломатического представительства, которые выдают свидетельства о смерти, что предусмотрено пунктами 44 - 46 Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом МИД России от 29.06.2012 № 10490, действующего на дату смерти ФИО5
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) установлено, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти.
Таким образом, исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, на дату смерти ФИО5, обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение признавался оригинал справки о смерти по форме №. Указанная справка о смерти также признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение.
Возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина, и которые могут заменить справку формы №, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Истцом при обращении 14.03.2018 к ответчику с заявлением на выплату пособия справка о смерти формы №, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. №, представлена не была, а представленное переведенное на русский язык свидетельство о смерти, выданное исполнительным комитетом Пеньковского сельского совета Шаргородского района Винницкой области Украины не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации для осуществления выплаты.
Поскольку смерть ФИО6 наступила при его нахождении за пределами Российской Федерации, и не была зарегистрирована органами ЗАГС Российской Федерации, то в силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона № 143-ФЗ, государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния".
Положения статьи 13 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 05.10.1961), подписанной, в том числе и Украиной, 22.12.2003, обеспечивают лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих из органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Однако установление льгот и социальных гарантий для различной категории граждан и признание на них права указанной Конвенцией не предусмотрены.
Как указано в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10.10.2003 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяться такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.
Международный договор между Российской Федерации и Украиной о взаимном признании законодательства, регулирующего вопросы выплат пособия на погребение умерших пенсионеров Министерства обороны, отсутствует.
Доказательств обращения истца в консульский отдел Посольства Российской Федерации в Украине за выдачей справки формы № до регистрации факта смерти ФИО5 исполнительным комитетом Пеньковского сельского совета Шаргородского района Винницкой области истцом не представлено.
Поскольку представленные Бойчук Р.И. документы при обращении в ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» с заявлением о выплате пособия на погребение не могли являться основанием для назначения и выплаты названного пособия, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Основания для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда также отсутствуют, поскольку истцом не представлены доказательства, наличия оснований, установленных статьей 151 ГК РФ, для возложения на ответчика обязанности компенсировать соответствующий вред в денежной форме, поскольку изложенные истцом обстоятельства не свидетельствуют о нарушении ответчиком личных неимущественных прав истца, либо о посягательстве ответчика на нематериальные блага истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Решил:
Бойчук Раисе Ивановне в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2019 года.
Судья: