Есть Международная стандартная классификация образования (МСКО), а есть национальные классификации, действующие в отдельных странах.
В России классификация строится на основе закона «Об образовании в РФ».
Как классифицируют образование в России и в мире
Международная классификация принята ООН как часть международной системы социальных и экономических классификаций. Её используют в статистике для сбора и анализа сопоставимых на международном уровне данных. Это руководство для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций в разных странах по уровням и областям образования.
Международная классификация МСКО упорядочивает программы не только по уровням, но и по способам организации, выделяя формальное, неформальное и информальное образование.
А по уровням (то есть по степени сложности и специализации содержания образовательной программы) в МСКО выделяется девять видов образования:
0 — образование детей младшего возраста;
1 — начальное образование;
2 — первый этап среднего образования;
3 — второй этап среднего образования;
4 — послесреднее нетретичное образование (оно направлено на приобретение учебного опыта на базе среднего образования, на подготовку к выходу на рынок труда, а также на получение третичного образования);
5 — короткий цикл третичного образования (третичное образование — это академическое образование, а также углублённое профессиональное);
6 — бакалавриат или его эквивалент;
7 — магистратура или её эквивалент;
8 — докторантура или её эквивалент.
В России же выделяют четыре вида образования:
-
общее образование,
-
профессиональное образование,
-
дополнительное образование,
-
профессиональное обучение.
Такая структура обеспечивает возможность получать образование на протяжении всей жизни.
Каждый вид образования включает несколько уровней.
Общее образование
Общее образование даёт основную базу знаний, которые пригодятся ему в жизни. Оно включает:
-
Дошкольное образование. Этап начинается в первые годы жизни ребёнка и длится, пока ему не исполнится семь лет. Дошкольное образование, согласно закону, включает развитие физических, интеллектуальных, нравственных и личных качеств, а также подготовку к следующим уровням обучения.
-
Начальное общее образование (1–4 класс). Этап длится четыре года, за которые дети должны овладеть чтением, письмом, счётом, культурой поведения и простейшими навыками самоконтроля, чтобы продолжить дальнейшую учёбу.
-
Основное общее образование (5–9 класс). Его получают в средней школе в течение пяти лет. На этом уровне требуется овладеть основами наук, развить склонности и интересы, способность к самоопределению.
-
Среднее общее образование (10–11 класс). Среднее общее образование получают в старшей школе за два года. На этой ступени развивают творческий потенциал, интерес к познанию и формируют навыки к самостоятельной учёбе, продолжению образования и началу карьеры.
Профессиональное образование
Профессиональное образование в России делится на два уровня:
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или профучилищах параллельно со средним общим образованием (если поступают туда после девятого класса) либо уже после него (если поступают после одиннадцатого класса). СПО, в свою очередь, делится на два типа: во-первых, подготовка квалифицированных рабочих и служащих, во-вторых, подготовка специалистов среднего звена. Суть СПО в том, чтобы подготовить профессионалов, которым в работе не нужна широкая академическая база. Обучение длится от двух до пяти лет в зависимости от сроков поступления, специальности, формы обучения.
Высшее образование получают в институтах и университетах, а готовят там высококвалифицированные кадры для всех сегментов экономики. На момент сейчас в России действует двухуровневое высшее образование по Болонской системе:
Кроме того, в отечественных вузах есть программы специалитета (обучение длится пять лет) — наследие советской системы образования. По уровню специалитет приравнен к магистратуре. Поэтому, например, люди, окончившие специалитет, не могут бесплатно поступить в магистратуру, в отличие от тех, кто окончил бакалавриат (но есть исключения, об этом юристы рассказывали здесь в ответе на вопрос 4.
Сейчас Россия отходит от Болонской системы. В новой системе высшего образования сохранятся бакалавриат, специалитет и магистратура, но программ специалитета станет больше, чем сейчас, — прежде всего по программам подготовки, необходимым для технологического развития и модернизации экономики России (то есть инженерным и прочим технологическим специальностям). Уже готов соответствующий законопроект.
Согласно этому законопроекту, специалитет будет отдельным уровнем образования, а не приравненным к магистратуре.
Есть также третий (после реформы, когда специалитет станет самостоятельным уровнем, он станет четвёртым) уровень ВО — постдипломный (его также называют последипломным или послевузовским). Он называется подготовкой кадров высшей квалификации. К нему относятся:
-
Аспирантура (в военных или ведомственных учебных заведениях её называют адъюнктурой) — это обучение для получения степени кандидата наук.
-
Ординатура (для врачей) — обучение для получения права вести врачебную деятельность.
Дополнительное образование
Дополнительное образование делится на два уровня:
Дополнительное образование детей и взрослых. Оно включает два вида образовательных программ. Первый — общеразвивающие программы для детей и взрослых, к ним относится обучение в кружках, секциях, клубах по интересам. Второй — предпрофессиональные программы, они действуют только для детей. Их реализуют в музыкальных, художественных и спортивных школах.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО). К нему относится повышение квалификации (то есть переход на новый профессиональный уровень и получение новых навыков по существующей специальности) и профессиональная переподготовка (получение новой специальности). Получать такое образование могут выпускники и студенты колледжей и и вузов.
Профессиональное обучение
Если дополнительное профессиональное образование предполагает профессиональное развитие человека и решает не только карьерные, но и образовательные потребности, то профессиональное обучение ориентируется только на получение новых профессиональных компетенций для рабочих и служащих.
Программы профессионального обучения включают:
-
Переподготовку — для людей с профессией рабочего или служащего, чтобы получить новую профессию или новую должность.
-
Повышение квалификации — для людей с профессией рабочего или служащего, чтобы получить новые знания и навыки по уже имеющейся специальности.
При этом круг специальностей, для которых доступно профессиональное обучение, ограничен специальным перечнем. Среди них специальности сварщика, машиниста, кондуктора, лаборанта, операторов различного оборудования.
А что же такое онлайн-курсы?
Онлайн — это, по сути, просто формат занятий (то есть способ организации обучения), а по виду образования онлайн-курсы бывают разные. В основном они относятся к дополнительному образованию — профессиональному (если курс посвящён обучению какой-то профессии) или общеразвивающему, если касаются школьной программы или программы для взрослых людей по их интересам и не дают им профессию.
Сейчас есть программы среднего профессионального и высшего профессионального образования, которые организованы полностью в онлайн-формате. Их тоже можно назвать онлайн-курсами.
Кроме того, нужно учитывать, что не любое обучение в принципе относится к образованию. Есть ещё понятие просветительской деятельности. Она тоже может быть организована в формате онлайн-курсов, но, в отличие от образования, не предполагает образовательной программы — нет учебного плана, учебного графика, методов проверки и оценки знаний или навыков. На самом деле не всегда можно чётко отличить образовательную деятельность от просветительской (подробнее об этом можно прочитать здесь в ответе на вопрос №5). Но если в конце курса проверяются знания и выдаётся диплом, то речь явно идёт об образовании, а не просто о просвещении.
Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Источник:
skillbox.ru