ГОСТ 31186—2002
ции может быть связано не только с классом машины или выполняемыми ею технологическими
операциями, но также ис дефектами изготовления машины, например:
- повышенными зазорами по посадочным местам деталей ротора;
- недостаточными тепловыми зазорами между насадными деталями ротора;
- низкой жаропрочностью, приводящей костаточным деформациям роторов, работающих в горя
чей среде, вследствие ползучести;
- температурной нестабильностью материала ротора, приводящей к деформации равномерно
нагретого ротора;
- защемлениями, заеданиями идругими дефектами, связанными с тепловыми перемещениями в
подвижных соединениях как вроторе, так ивопорной системе:
- тепловой асимметрией охлаждаемых роторов электрических машин.
Данные дефекты могут быть присущи не классу машин в целом, а какому-нибудь конкретному
образцу. Поэтому, если известно, что машины одного класса могут различаться по степени их подвер
женности изменениямдисбаланса впроцессе эксплуатации, целесообразно провестидополнительные
исследования согласно приложению А. после чего принять решение о возможности эксплуатации ма
шины.
4.2 Группа I. Низкая подверженность
Для машин данной группы характерна низкая вероятность появления значительного изменения
дисбаланса в процессе их эксплуатации. Обычно такие машины имеют ротор, масса которого велика по
сравнению с массой несущего корпуса, работают в условиях чистой среды, имеют незначительный
износ, а изменения формы ротора вследствие изменения температуры минимальные.
Примеры: валы бумагоделательных машин, печатные валы, высокоскоростные вакуумные на
сосы.
4.3 Группа II. Средняя подверженность
Для машин данной группы характерна средняя вероятность появления значительного изменения
дисбаланса впроцессе их эксплуатации. Ротортакихмашин может быть подвержен значительнымпере
падам температуры или умеренному износу.
Примеры: насосы, работающие вчистых средах, якорьэлектрической машины, газовые ипаровые
турбины, небольшие промышленные турбогенераторы, турбокомпрессоры.
4.4 Группа III. Высокая подверженность
Для машин данной группы характерна высокая вероятность появления значительного изменения
дисбаланса впроцессе их эксплуатации. Ктаким машинам относятся: воздуходувки, работающие всре
де с осаждающимися частицами, насосы, работающие с грязными жидкостями, роторы, у которых
наблюдается высокий износили работающие вкоррозирующей среде.
Примеры: центрифуги, вентиляторы, шнековые конвейеры, молотковые мельницы.
5 Модальная чувствительность
5.1 Классы модальной чувствительности от А до Е
На рисунках 1—3 показано разбиение на классы модальной чувствительности в соответствии с
формулой (2) для рабочих скоростей, лежащих вокрестности резонансной скорости машины. Границы
диапазонов зависят от того, ккакой группе относится машина всоответствии с классификацией по под
верженности изменениямдисбаланса (для одного итого же класса чувствительности допустимый коэф
фициентдемпфирования для машин группы III будет ниже, чем для машин группы I ).
Как правило, установленным классам чувствительности соответствуют ожидаемые условия рабо
ты машины, как показано втаблице 1.
Примеры использования графиков, изображенных на рисунках 1—3. приведены в приложе
нии В.
з