ГОСТ 31186—2002
6.3 Построение диаграммы Боде
При отсутствии информации о фазе
колебаний, т. е. когда имеется только зави
симостьамплитудыперемещенияна
оборотной частоте от скорости вращения
ротора, коэффициент усиления вибрации
Q„ можно определить с помощью диаг
раммы. изображенной на рисунке 5, пофор
муле
0„ = ">л.И)
п 2-«1
где
со„
— скоростьвращения ротора, соот
ветствующая максимальной
амплитуде вибрации S„n;
О, иП 2 — значения скорости, соответству
ющие уровню 0,707 максималь
ного значения на резонансе.
Ограничения по точности для данного
метода могут быть связаны с малым дем
пфированием в системе, искажением фор
мы резонансной кривой вследствие влияния соседних мод и другими факторами. Если влияние таких
факторов существенно, следует обратиться к методу пробных грузов, описанномув6.2.
На точность определения модальной чувствительности могут повлиять также скорость передачи
данных измерительной аппаратурой иограниченность числа точек ввыборке данных.
7 Локальная чувствительность
Во многих случаях(напримердля роторов с развитой консольной частью, роторов с ограниченным
зазором внекоторых сечениях, роторов срабочей скоростью, близкой к резонансу)интересможет пред
ставлять локальная чувствительность (коэффициент влияния) для разных скоростей в пределах рабо
чего диапазона. включая резонансныескорости машины.
Значение локальной чувствительности, измеренное для данной машины, зависит, помимо проче
го. от расположения плоскости измерений и положения пробного груза вдоль оси ротора. Этим локаль
ная чувствительность отличается от модальной чувствительности, которая на определенной скорости
вращения имеет единственное значение.
Обычно определятьлокальнуючувствительность необходимо только втех измерительных точках,
для которых при заданной скорости вращения существуют ограничения амплитуды вибрации. Поэтому
измеренную чувствительность внекоторой точке идля некоторой скорости следует оценивать, сравни
вая ее с отношением допустимой амплитуды к допустимому дисбалансу.
П р и м е ч а н и е — Значения допустимого дисбаланса и допустимой амплитуды могут быть определены по
ГОСТ ИСО 11342. ГОСТ ИСО 10816-1 (см. также ГОСТ ИСО 7919— 1). Значения допустимого дисбаланса и допусти
мой амплитуды могут быть установлены также по соглашению между изготовителем машины и потребителем.
В зависимости от эксплуатационных параметров машины (рабочей скорости, ее отношения к резо
нансной скорости и т. д.) может оказаться целесообразным ограничить максимальную допускаемую
локальную чувствительность, введя в вышеуказанное отношение некоторый множитель меньше еди
ницы.
Для режимов разгона ивыбега машиныдопускаются, как правило, значения вибрации более высо
кие. чем для рабочей скорости. Поэтомудля скоростей, отличных от рабочей, можно считать приемле
мыми более высокие значения локальной чувствительности, если при этом вибрация не превышает
установленных предельных значений.
Рисунок 5 — Диаграмма Боде для оценки модальной
чувствительности
8