ГОСТ 31186—2002
Введение
Балансировка ротора, проводимая на стадии изготовления машин (например, в соответствии с
ГОСТ22061—76 или ГОСТ И С 011342—95), обычно обеспечивает получение приемлемых уровней виб
рации машины впроцессе ее эксплуатации, еслиотсутствуютдругиеисточники вибрации помимодисба
ланса. Но есть и исключения, когда машина при вводе в эксплуатацию требует дополнительной
балансировки. Болеетого, впроцессеэксплуатации машины время от времени, а то идостаточно часто,
может появляться необходимость устранениядисбаланса.
Причиной повышенной вибрации машины при вводе вэксплуатацию может быть неправильнопро
веденная балансировка ротора или погрешности в его сборке. Но может оказаться и так. что причиной
чрезмерной вибрации собранной машины является ее повышенная чувствительность к небольшим
остаточным дисбалансам, значения которых укладываются вобычные пределы допусков.
При обнаружении повышенной вибрации первая попытка ее устранения зачастую состоитвпрове
дении балансировки на месте эксплуатации. Если при этом удается устранить вибрацию с помощью
относительно небольших корректирующих масс, это свидетельствует о высокой чувствительности
машины кдисбалансу.Такое может быть, например, вслучаях, когда рабочая скорость машины близкак ее
резонансной скорости или если демпфирование колебаний вконструкции машины невелико.
Если машина с высокой чувствительностью кдисбалансу обладает к тому же и повышенной под
верженностью к изменению дисбаланса, такая машина может потребовать частого проведения балан
сировки на месте ее эксплуатации. Причиной изменения дисбаланса могут быть, например, износ
элементов машины, изменение температуры, массы, жесткости и демпфирующих свойств машины в
процессе ее работы.
Если впроцессе эксплуатациидисбаланс машины, также как идругие условия ее работы, сохраня
ются практически неизменными, достаточно проводить тольконезначительнуюдополнительнуюбалан
сировку, совмещаемую с другими ремонтными работами или процедурами техническогообслуживания.
В противном случае может возникнуть необходимость внесения изменений в конструкцию машины,
которые позволят изменить значение ее резонансной частоты, демпфирующие свойства или другие
параметры. Таким образом, пользователю необходимо знать, какое значение чувствительности маши
ны к дисбалансу является допустимым.
В настоящем стандарте предполагается, что вибрация на оборотной частоте обусловлена только
неуравновешенностью машины. Следует, однако, иметь в виду, что помимо дисбаланса на вибрацию
машины, втом числе ина оборотной частоте, влияет множестводругихфакторов, например погрешнос ти
изготовления и сборки. Чувствительность машины ко многим изэтих погрешностей близка к чувстви
тельности к дисбалансу и может быть удовлетворительно описана с помощью последней, однако
рассмотрение всех иныхдефектов, помимодисбаланса, выходит за рамки настоящего стандарта.
Кроме того, чувствительность машины к дисбалансу может изменяться впроцессе ее работы. Это
зависит от конструктивных особенностей машины, втом числе от свойств ее опоры и фундамента. Эти
свойства могут изменяться со временем в результате действия процессов износа и образования тре
щин. Модальные характеристики некоторых тепловых машин, особенно с подшипниками скольжения,
изменяются взависимости от эксплуатационных параметров (давлениеитемпература пара, температу
ра масла ипр.). Для электрических машин на характер вибрации оказывают влияние другие параметры,
например значение силы тока возбуждения. Все эти эффекты, требующие для их выявления примене
ния диагностических процедур, внастоящем стандарте не рассматриваются.
IV