ГОСТ 31186—2002
8 Экспериментальное определение локальной чувствительности
При измерениях локальной чувствительности выбор плоскостей установки грузов выбирается из
соображенийудобствадоступа.а также из условия получения при установке пробных грузовмаксималь
ного отклика вибрации для заданных мод и заданных скоростей.
Определение локальной чувствительности проводят следующим образом.
8.1 Подготовить машину кработе внормальном режиме.
8.2 Установитьскорость работы£2.на которой должны быть проведены измерения. Обычно выби
рают скорость вдиапазоне рабочих скоростей, максимально близкую к резонансной скорости. Подож
дать. пока вибрация машины идругие параметры ее работы достигнут установившихся значений, после
чего измерить вибрацию на оборотной частоте в заданных плоскостях. В процессе измерений следует,
по возможности, поддерживать постоянными скорость, нагрузку идругие параметры, которые могут ока
зать влияние на вибрацию машины.
8.3 Добавить одиночный пробный груз, создающийдисбаланс Д0Г,взаданную л-юплоскость кор
рекции. Масса грузадолжна быть достаточно большой, чтобы вызвать значительное изменение вибра
ции по сравнению с измеренной по 8.2, но не настолько большой, чтобы вызвать появление опасных
вибраций машины в процессе испытаний. Иногда вместо одиночного груза допускается устанавливать
набор грузов.
8.4 Измерить вибрацию вусловиях, аналогичныхуказанным в8.2.
8.5 Для каждой измерительной плоскости вычислить векторную разностьДS* между величинами,
измеренными согласно 8.2 и 8.4. Локальный дисбаланс S. ,определяют в результате деления ASAна
изменение дисбаланса А0 Г
Sk ,
J AS*W
lAUrl
SA, определено для той скорости работы машины, на которой проводились измерения.
При проведении измерений следует учитывать такие факторы, как диапазон линейности вибрации
и повторяемость результатов измерений.
9 Анализ чувствительности машины кдисбалансу
Если в получении необходимых экспериментальных данных имеются трудности, целесообразно
провести численный анализ для тех машин, которые впроцессе разгона или вустановившемся режиме
работы проходят через резонансныечастоты или близко подходят к ним.
Такойанализ требуетиспользования математическихмоделей с включением следующих данных:
а) массо-жесткостных характеристик ротора иего опоры;
б) жесткости икоэффициентадемпфирования подшипников иуплотнений, являющихся функция
ми скорости вращения;
в) значений собственных частот исоответствующих форм мод колебаний;
г) расчетных значений модального демпфирования;
д) расчетных значений локальной чувствительности для заданных точек вдоль оси ротора и
заданных плоскостей дисбаланса.
При расчетах для соответствующей моды вибрации дисбаланс должен быть отнесен к соотве
тствующей плоскости. Такдля расчетов первой моды он должен бытьотнесен кточке вблизи середины
пролета ротора, а для второй моды — к точкам вблизи концов ротора, колеблющимся в противофазе.
9