ГОСТ Р 54483—2021
35
1
2
1
12
Значение надежности конструкции иногда выражается в виде коэффициента запаса прочности, который
определяется как коэффициент предельной несущей способности конструкций при экстремальном воздействии
повторяемостью один раз в 100 лет.
А.2.3 Надежность систем и элементов
Надежность оценивается для отдельных элементов МНГС или его систем, а также для МНГС или его систем
в целом. Надежность системы оценивают в условиях, когда надежность отдельного элемента МНГС или его систем
определяется несколькими аварийными состояниями, или когда анализируемое МНГС или система содержит не-
сколько элементов. Особое внимание уделяют вероятности повреждения системы после начального повреждения
элемента.
Критерии особого предельного состояния часто связаны с повреждением системы, в то время как критерии
основного предельного состояния и предельного состояния по критерию усталостной прочности обычно относятся к
неисправностям элементов. Помимо учета требований, предъявляемых к усталости, сопоставляют составляю-
щие критерии с вероятностью повреждения системы в результате усталостного разрушения.
Целевые показатели надежности, связанные с повреждением МНГС (например, для классов сооружения L
и L ), определены для наиболее актуальных опасностей, включая штормовые, сейсмические и ледовые опасности.
Такие целевые показатели определены с целью обеспечения приемлемости уровней социальных и экологических
рисков.
А.2.4 Единственные и множественные причины
Оценку надежности можно выполнять для единственных или множественных причин. К числу единственных
причин могут относиться конкретные физические процессы окружающей среды (например, волнение и лед) или
другие опасности (например, пожары, взрывы и навал судов). Целевые показатели надежности должны учитывать
вклады различных причин в безопасность МНГС или системы.
А.2.5 Вероятность аварийной ситуации и безопасность персонала
Уровни риска для МНГС часто имеют количественное выражение и во время анализа безопасности (вариан-
ты безопасного развития событий) представляются в виде годового индивидуального риска (IRPA), определяемого
как вероятность смерти отдельного человека на протяжении года. Критерии приемлемости риска формулируются
на основе IRPA, при этом меры снижения риска оцениваются с помощью их вклада в уменьшение IRPA.
Вклад IRPA прямо пропорционален годовой вероятности разрушения МНГС вследствие воздействия опре-
деленной опасности, если сооружение обитаемо во время такого события (класс сооружения L ). Повреждение
МНГС представляет собой составную часть индивидуального риска. Величина этой части может значительно ме-
няться в зависимости от типа МНГС и места расположения. Для обитаемых МНГС необходимо минимизировать
IRPA и, как следствие, годовую вероятность разрушения МНГС.
А.2.6 Кривые опасностей
Целевые показатели надежности, связанные с повреждением конструкции (например, классы сооружения
L и L ), определены для наиболее актуальных опасностей, среди которых экстремальные штормы (см. [7]), зем-
летрясения (см.
) и ледовая обстановка (см. [5]). Различия этих целевых показателей для заданного
класса сооружения преимущественно отражены в различиях наклона соответствующих кривых опасности.
Кривая опасности описывает отклонение величины опасности в зависимости от периода повторяемости или
годовой обеспеченности события. Данная кривая представляет собой меру относительной сложности уменьшения
определенной опасности. На рисунке A.1 показаны примеры кривых опасностей для волнового воздействия (для
стальных МНГС, испытывающих преимущественно гидродинамическое сопротивление), морского льда и земле-
трясений.
Наклон кривых опасности можно определить как частное от деления 10 000-летней интенсивности опас-
ности на 100-летнюю интенсивность опасности. В примерах, показанных на рисунке A.1, наклон кривой опасности
относительно умерен для воздействий морского льда (1,4—1,5), но увеличивается до 1,5—1,9 при волновых воз-
действиях на конструкции, испытывающие преимущественно гидродинамическое сопротивление, и значительно
увеличивается до 2,5—5 для сейсмических опасностей. Кривые опасности для воздействий айсбергов соответству-
ют кривым сейсмической опасности.