С. 9 ГОСТ 8 2 2 6 -8 2
3.5.4. Если показание указателя детонации на образце не находится между показаниями этих
эталонных смесей или не равно показанию одной из них. первую эталонную смесь сливают из
карбюратора, а вместо нее заливают третью смесь эталонных топлив, отличающуюся от второй
этатонной смеси не более, чем на 2 октановые единицы.
3.5.5. Если показание указателя детонации на образце находится между показаниями эталонных
смесей, рассчитывают приблизительную величинуоктанового числа образца по полученным показани
ям указателядетонации. Если показания индикаторастепени сжатия с уютом допустимых расхождений,
указанных в п. 3.5.8, соответствуют данным табл. 4. испытание продолжают, как указано в п. 3.5.6.
Если нет соответствия, необходимо провести регулировку детонатора, как изложено в п. 2.2, и
повторить операции по пп. 3.4.1; 3.5.1; 3.5.2.
3.5.6. Пользуясь тремя бачками карбюратора, отрегулированными на максимальную интенсив
ность детонации, регистрируют повторно аналогичную серию показаний. Последовательность
снятия показаний на смесях эталонных топлив должна быть обратной последовательности в первой
серии, что позволяет выявитьвлияние остатков образца во всасывающей системе двигателя, которые
могут исказить истинные показатели интенсивности детонации на эталонных топливах.
При переключении двигателя с одного топлива на другое необходимо выждать не менее I мин,
чтобы обеспечить установившийся режим работы двигателя и равновесное состояние стрелки
указателя детонации. При переключении двигателя с этилированного бензина на неэтилированную
эталонную смесь и обратно, это время увеличивается до 3—5 мин.
3.5.7. Для получения достоверных результатов испытания требуется следующее минимальное
количество показаний указателя детонации:
два показания указателя детонации на испытуемом топливе идва на каждом эталонном топливе
составляют испытание, если разность оценок, вычисленных из первой и второй серии показаний, не
превышает 0,3 октановой единицы и среднее показание указателя детонации испытуемоготоплива
находится в пределах (55±3) делений;
три показания указателя детонации на испытуемом топливе итри на каждом эталонном топливе
составляют испытание, если разность оценок, вычисленных из первой и второй серии показаний, не
превышает 0,5 октановой единицы, а оценка, полученная из третьей серин показаний, находится
между оценками первой и второй серий и среднее арифметическое значение показаний образца
находится в пределах (55±3) делений;
если разность оценок по двум сериям превышает 0,5 октановой единицы, или оценка,
полученная втретьей серии, не находится между оценками первыхдвух серий, то показания бракуют и
повторяют испытание в соответствии с пп. 2.1; 3.2—3.5.
3.5.8. Если требования п. 3.5.7 выполнены, следует убедиться втом. что показания индикатора
степени сжатия находятся в пределах ±0.5 мм для октановых чисел ниже 85 или в пределах ±0,6 мм
для октановых чисел выше 85 от значений, соответствующих стандартной интенсивности детонации
потабл. 4 с учетом поправки на барометрическое давление для октанового числа эталонного топлива,
эквивалентного по детонационной стойкости испытуемому топливу.
Если показание индикатора степени сжатия не соответствует указанной величине, следует
проверить регулировку детонометра, как изложено в п. 2.2, и повторить испытание топлива,
соблюдая требования, изложенные в пп. 3.2—3.5.
3.5.9. По окончании каждого испытания стандартная интенсивность детонации проверяется,
как указано в п. 3.5.8.
3.6. О с т а н о в к а д в и г а т е л я
Выключают детонометр, подачу топлива, зажигание и подогреватель воздуха, дают двигателю
поработать вхолостую 1—2 мин и выключают электромотор. Проворачивают маховик до положения
верхней мертвой точки в такте сжатия, отключают подачу воды.
4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Вычисляют средние арифметические значения показаний указателя детонации на испы
туемом и двух эталонных топливах, полученные в соответствии с требованиями п. 3.5.7.
4.2. Октановое число испытуемого топлива (А) вычисляют методом интерполяции по формуле
А
А + (А,
А)-
(4)
где А| — объемная доля изооктана в смеси эталонных топлив, детонирующей сильнее испытуемого
образца топлива. %\