ГОСТ Р 54785—2011
3.3 направление вперед: Направление взгляда оператора, находящегося на сиденье машины в
положении, предназначенном изготовителем для прямолинейного движения вперед.
3.4 минимальная прочность системы управления: Способность системы управления выдер-
живать единичное приложение чрезмерной нагрузки оператором без ее разрушения или нарушения
основной функции.
3.5 педаль замедлителя (деселератора): Орган управления, используемый на определенных
машинах, при воздействии на который уменьшается частота вращения двигателя.
3.6 ручное управление: Управление машиной с помощью органов управления, приводимых в
действие кистью оператора.
3.6.1 ручное управление при воздействии пальца/кисти руки: Управление, приводимое в дей-
ствие одним пальцем руки или более (числом) либо кистью с малым движением плеча/локтя.
3.6.2 ручное управление при воздействии руки: Управление с захватом органа управления
рукой и перемещение его движением плеча/локтя.
3.7 вспомогательный узел: Панель электронного управления (ECU), состоящая из одного или
более виртуальных терминалов для облегчения управления движением машины.
3.8 некритическая функция: Функция машины, действие которой представляет минимальный
риск для оператора и наблюдателя.
3.9 критическая функция: Функция машины, при воздействии которой может возникнуть риск для
оператора или наблюдателя.
3.10 виртуальный терминал управления оператора: Вспомогательный узел, или дистанцион-
ный пульт, или виртуальный терминал с сенсорным экраном, установленный по [1].
3.10.1 некритический виртуальный терминал управления для оператора: Виртуальный тер-
минал управления, осуществляющий действие органа с некритической функцией.
3.10.2 критический виртуальный терминал управления для оператора: Виртуальный терми-
нал управления, осуществляющий действие органа с критической функцией.
Примечание — См. приложение А.
3.11 комбинированный орган управления: Орган управления, воздействующий на несколько
функций машины.
4 Требования
4.1 Общие требования
4.1.1 Функции органов управления и их движения должны быть идентифицированы символами
согласно ГОСТ 26336, чтобы оператор мог определить соответствие данных органов требуемой функ-
ции и направлению движения. Идентификация не требуется для органов управления, имеющих уни-
версальное применение или понятных благодаря своей форме, расположению, устройству и методу
воздействия, таких как рулевое колесо, педаль муфты сцепления, приводимая в действие ногой, тор-
мозное устройство и педаль акселератора.
Для идентификации ручных органов управления цветовым кодированием (см. приложение Б).
4.1.2 Органы управления, приводимые в действие ногой, должны быть сконструированы с мини-
мизацией риска ее соскальзывания с педали.
4.2 Максимальная сила, приводящая орган управления в действие, направление
движения и расположение
Направление максимальных сил, приводящих органы управления в движение, и его общее на-
правление заданы в приложении А. Минимальные силы для перемещения органов управления должны
быть достаточными, чтобы избежать неумышленного воздействия на них рукой или ногой в условиях
ожидания перед предполагаемым перемещением.
Примечание — Максимальные силы воздействия на органы управления, приведенные в приложении В,
не должны превышать требований, установленных в [2] и [3].
4.3 Органы управления
2
Управление органами (если это предусмотрено машиной) должно соответствовать таблице 1.