ГОСТ I» 41.42-99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(обязательное)
Методика испытания на удар на малой скорости
1 Цель н область применения
’•ho испытание имеет целью имитацию переднего и заднего удара во время столкновения с другим
транспортным средством на малой скорости. Испытание должно определить, удоатстворяют ли зашитные
устройства транспортного средства требованиям настоящих Правил.
2 Оборудование, методика и измерительные приборы
2.1 Место испытания
Место, где проводится испытание, должно иметь достаточную поверхность, позволяющую разместить на
ней систему приведения в действие ударного элемента и обеспечить перемещение транспортногосредства после
удара, а также установить необходимое испытательное оборудование. Поверхность, на кагором
находится транспортное средство, должна быть горизонтальной, плоской, твердой и ровной.
2.2 Состояние транспортного средства
2.2.1 Транспортное средство должно стоять на месте.
2.2.2 Передние колеса должны быть в положении движения но прямой линии.
2.2.3 Шины должны быть накачаны до давления, рекомендованного предприятием-изготовителем.
2.2.4 Тормоза должны быть отпущены, а рычаг переключения коробки передач должен находиться в
нейтральном положении.
2.2.5 Если транспортные средства оснащены гидропневмагичсскими. гидравлическими или пневмати
ческими подвесками или устройствами, обеспечивающими автоматическое выравнивание кузова в зависимости
от нагрузки, то эти транспортные средства должны испытывать в обычных условиях движения, предусмотрен
ных предприятием-изготовителем.
2.3 Ударный элемент
2.3.1 Ударный элемент должен иметь жесткую конструкцию; при этом ударная поверхность должна быть
изготовлена из закаленной стали.
2.3.2 Ударная поверхность должна соответствовать схеме, приведенной на рисунке 3.1.
2.3.3 Эффективная масса должна быть равна массе, соответствующей «весу без нагрузки» испытываемого
транспортного средства.
2.3.4 Поскольку плоскость
А
испытательного устройства расположена вертикально, то контрольная линия
должна быть горизонтальной.
2.3.5 Первое соприкосновение должно происходить между транспортным средством и поверхностью
удара зашитого устройства. В обоих условиях нагрузки транспортного средства защитное устройство, распо
ложенное между углами, определение которым дано в 3.1.5 настоящих Правил, должно рассекаться
горизон тальной плоскостью, проходящей через контрольную линию.
2.3.6 Конзрольная высота принимается равной 445 мм.
2.4 11рнвсленис в действие ударного элемента
Ударный элемент может быть установлен либо на тележке (движущийся барьер), либо являться частью
маятникового устройства.
2.5 Специальные положения, применяемые в случае использования движущегося барьера
2.5.1 Если ударный элемент закреплен на тележке (движущийся барьер) с помощью удерживающего
элемента, то последний должен быть жестким и не деформироваться во время удара. Тележка должна свободно
перемешаться в момент удара и больше нс подвергаться воздействию устройства, приводящего ее в движение.
2.6 Положения, применяемые при использовании маяшикового устройства
2.6.1 Расстояние между осью 31точкой удара должно составлять не менее 3.3 м.
Контрольная линия дотжна быть на уровне точки удара.
2.6.2 Во нремя испытания плоскость
А
должна оставаться параллельной своей оси вращения.
2.6.3 В случае использования маятникового устройства, подвешенного с помощью параллелограмма,
траектория, описываемая каждой точкой контрольной линии, должна быть постоянной, а ее радиус должен
составлять нс менее 3.3 м.
2.7 Испытание на продольный удар
2.7.1 Оно состоит из двух ударов но передней поверхности и двух ударов по задней поверхности
транспортного средства. Во время испытания каждой поверхности при первом ударе транспортное средство
имеет «вес без нагрузки*, как это определено в 3.1.3 настоящих Правил, а при втором ударе транспортное
средство имеет «испытательный вес с нагрузкой», как это определено в 3.1.4.
2.7.2 Во время ударов по передней и задней поверхностям положение ударного элемента при первом
ударе выбирается свободно, а при втором ударе средняя плоскость ударного элемента должна находиться на
расстоянии не менее 300 мм от поверхности при условии, что во время обоих ударов края ударного элемента
7