ГОСТ 33388—2015
Допускается использовать классификацию деформаций, разрушений и дефектов дорожных
одежд и покрытий, а также шкалу оценки эксплуатационного состояния по наличию деформаций, пред
ставленных в национальных нормативных документах.
7.2.3 При наличии полос движения более двух или разделительной полосы визуальную оценку
выполняют в прямом и обратном направлениях.
При визуальном обследовании дорожной одежды намечают границы характерных участков дорог.
Разбивка обследуемой дороги на характерные участки производится при изменении на участках: типа
покрытия, конструкции дорожной одежды, числа полосдвижения, интенсивности движения, типа мест
ности по условиям увлажнения, высоты земляного полотна.
7.3 Визуальная оценка состояния земляного полотна и водоотвода
7.3.1 Визуальная оценка состояния земляного полотна и водоотвода выполняется совместно с
визуальной оценкой состояния дорожной одежды и покрытия. На каждом километровом участке фикси
руются деформации, разрушения и дефекты, а так же обеспеченность водоотвода.
7.3.2 Состояние обочин считается удовлетворительным, если они укреплены и не имеют дефор
маций и дефектов, поперечный уклон обеспечивает должный отвод поверхностной воды при осадках,
сопряжение с покрытием в пределах требований нормативных документов. Если обочины не укрепле ны
или имеют деформации, которые способствуют застою воды на обочине (колеи, промоины, про садки
и т. п.) или поперечный уклон не обеспечивает отвод поверхностных вод. или зафиксировано
неудовлетворительное сопряжение обочин с проезжей частью, то их состояние считается неудовлетво
рительным. По аналогии оцениваются откосы земляного полотна.
Допускается использовать классификацию деформаций и разрушений земляного полотна, а так
же шкалу оценки его эксплуатационного состояния, представленные в национальных нормативных до
кументах.
7.4 Оценка продольной ровности дорожных покрытий
7.4.1 Измерение ровности дорожных покрытий выполняют совместно с визуальным обследовани
ем. При этом следует использовать профилометры различных конструкций, позволяющие определять
показатель международного индекса ровности IRI по ГОСТ 33101-2014.
Допускается применять другие измерительные средства, имеющие устойчивую корреляционную
связь с контрольным методом измерения неровностей профилометром (коэффициент корреляции не
менее 0.95)
7.4.2 Средства измерений, используемые для определения показателей ровности автомобильных
дорог, должны быть внесены в реестр государственной системы обеспечения единства измерений, раз
решены для применения и аттестованы в установленном порядке.
7.4.3 Калибровку измерительных средств с привязкой к международному индексу ровности сле
дует осуществлять с использованием профилометра или предназначенных для этого специальных из
мерительных средств.
7.4.4 Показатель IRI следует определять по ГОСТ 33101—2014 с помощью сертифицированного
программного обеспечения или с использованием программного обеспечения, прилагаемого к профи
лометру.
7.4.5 Для оценки ровности дорожных покрытий полученные показатели IRI сравнивают с требуе
мыми значениями, представленными в национальных нормативных документах.
Допускается использовать требования к ровности дорожных покрытий в период эксплуатации,
представленные в рекомендуемом приложении А.
7.5 Оцонка прочности дорожных одежд
7.5.1 Для оценки прочности дорожных одежд выделяют участки дорог по результатам визуального
обследования, на которых зафиксированы деформации, свидетельствующие о недостаточной проч
ности (сетка трещин, продольные и косые трещины, просадки, пучины и т. п.). Эти участки подлежат
инструментальной оценке прочности нежестких дорожных одежд (дорожные одежды жесткого типа в
настоящем стандарте не рассматриваются).
7.5.2 На выделенных участках выполняют измерение упругого прогиба по ГОСТ 32729—2014.
7.5.3 Для измерения упругих прогибов следует использовать прогибомеры различных конструк
ций. в том числе балку Бенкельмана. применение которых удовлетворяет метрологическим требовани
ям в соответствии с действующими национальными нормативными документами.
6