ГОСТ Р ИСО/МЭК 25040—2014
l
В.4 Анализ операционной истории поставщика
Анализ операционной истории поставщика может обеспечить очень эффективное средство определения
качества программного продукта. В этом случае анализируются объемы продаж программного продукта, а также
детали отраслей и приложений, в которых его используют. Вэтом анализе рассматриваются также история обнов
лений программного обеспечения, способы, которыми поддерживаются изменения, то. как рассматриваются
сообщения клиентов о недостатках и сведения об известных недостатках. Самый удобный способ для проведе
ния такого анализа — это опрос персонала поставщика по разработке, продаже и поддержке клиентов и изучение
любых документов поддержки.
В.4.1 Требования к операционной истории
a) Показатели продаж должны быть за период, предшествующий оценке по крайней мере на б мес.: т. е., в
число продаж, используемое в оценке, должны войти только те экземпляры, которые проданы более чем 6 мес.,
предшествующих оценке. Этоограничение основано на том, что для программного продукта может потребоваться до
6 мес. для поставки, инсталляции и ввода в эксплуатацию.
b
) Программный продукт должен был пройти через по крайней мере одно существенное обновление. Долж
ны быть доступны данные операционной истории этого обновления. Это требование основано на предположе
нии, что качество программного продукта будет зависеть от количества усовершенствований, которым он был
подвергнут.
c) Должны быть средства обратной связи для доставки поставщику отчетов о недостатках от пользователей
программного продукта. Кроме того, должны быть свидетельства о получении таких отчетов и реализации исправ
лений.
В.4.2 Анализ операционной истории
Анализ операционной истории продукта должен определить:
a) было ли программное обеспечение произведено путем модификации другого продукта, и можно ли
использовать операционную историю того продукта. Это будет зависеть от числа изменений и степени изменений,
внесенных в программный продукт:
b
) число единиц-лет (unit-years) для программного продукта, которое вычисляют посредством следующих
шагов:
1) вычисляют Год продаж (Sales Year) = (начальные продажи [общий объем продаж за первый год] + куму
лятивное конечное общее число до 6 мес. от текущего момента [Предполагается задержка в 6 мес прежде чем
продукт станет рабочим]) * (число лет. когда программный продукт находится на рынке) / 2;
2) вычисляют единицы-годы (unit-years) работы = (год продаж * рабочий цикл [процент времени, когда
программное обеспечение в работающем состоянии * процент единиц фактически в работе [это уместно, напри
мер. для прошивок, когда многие единицы аппаратных средств узла находятся в состоянии резерва]);
c) имеются ли свидетельства операционного опыта приемлемой функциональности, требуемой приложе
ниями? Например, используется ли в подобных приложениях других клиентов?;
d) имеются ли свидетельства, что была проверена ширина диапазона функциональности программного
продукта? Например, использовался пи он в широком спектре приложений и отраслей?:
e) число единиц — лет (unit-years) работы для каждой версии программного обеспечения и для каждой
специальной опции программного продукта;
f) различия между версиями, степень изменений и изолированы ли изменения;
д) имеются пи документальные свидетельства поддержки данных операционной истории;
h)как контролируются и отслеживаются обновления программного продукта и обновления любых связан
ных с ним аппаратных средств;
I) возможно ли заказать определенную версию программного продукта и последствия заказа версии, кото
рая не является текущей;
j) процесс приема и обработки поставщиком отчетов о недостатках полученных от клиентов:
k) сообщают ли клиентам о недостатках:
) любые существенные недостатки программного обеспечения и их влияние.
В.5 Анализ операционной истории клиентов
Анализ операционной истории фактических клиентов, которые используют или использовали программный
продукт в одном из своих приложений, позволяет оценщику получать относительно беспристрастные ответы на
конкретные вопросы на основе реальных эксплуатационных режимов. В зависимости от того, насколько близки
приложения потребителя к рассматриваемому приложению, оценка качества, полученная в общем или для оп
ределенной функциональности, может быть столь же полезна, как может быть оценка, полученная на базе анали за
прототипа или даже обширного тестового использования. Самый удобный способ провести такой анализ - это
опрос клиентов на рабочем месте и. возможно, ознакомление с реальными примерами поддержки или соответ
ствующими записями.
Оценщик, проводящий анализ операционной истории клиентов, должен:
a) установить степень подобия приложения(й) с рассматриваемым приложением;
b
) попытаться просмотреть программный продукт в работе или получить другие свидетельства поддержки;
c) расспросить клиента о форме и качестве поддержки, предоставленной поставщиком;
d) определить суммарную продолжительность безотказной работы.
22