ГОСТ ISO 20623—2013
6.6 Испытательные шарики
Полированные оксидом кальция шарики из хромированной легированной стали диаметром
(12.7000 ± 0.0005) мм. соответствующие требованиям ISO 683-17 для типа 1. Следует использовать
шарики, специально предназначенные для испытания по настоящему стандарту.
П р и м е ч а н и е — Шарики SKF RB 12.7/3-10995А можно приобрести у поставщиков или дистрибьюторов.
Эта информация приведенадля удобства пользователей настоящегостандарта ине свидетельствуетопредпочте
нии ISO указанной продукции.
6.7 Устройство для сборки
Пластину с тремя штифтами прочно прикручивают к столудля облегчения установки и удаления
нижних шариков из чашки машины. Штифты совмещают с отверстиями в нижней части чашки, чтобы
затягивать или отпускать запорную гайку без вращения чашки.
7 Отбор проб
Если нет иных указаний, пробы отбирают по ISO 3170.
8 Подготовка оборудования
8.1 Перед началом серии испытаний проверяют работоспособность четырехшариковой маши
ны (6.1) без нагрузки в течение но менее 15 мин. Очищают все детали машины растворителем (5.1) и
сушат струей сухого воздуха или чистой сухой безворсовой тканью.
8.2 Для каждого испытания очищают четыре новых испытательных шарика (6.6) растворите
лем (5.1) и сушатструей сухого воздуха или чистой сухой безворсовой тканью.
9 Общий порядок проведения испытаний
9.1 Помещаютчашкудляшариков на устройстводля сборки (6.7). Размещаюттричистых шарика в
чашке, закрепляют зажимным кольцом и затягивают стопорной гайкой до крутящего момента (68
± 7) Н •м. Заполняют чашку пробой (от 8 до 10 см3), обеспечивая высоту пробы над шариками не менее
Змм.
9.2 Закрепляют чистый шарик в патрон для верхнего шарика ипроверяют, чтобы его невозможно
было провернутьрукой внутри патрона. Патрон, вкотором шарикзакреплен неплотно, бракуют. Зажима
ют патрон вконус на конце шпинделя электродвигателя.
9.3 Устанавливают чашку с шариками в сборе по центру под шпинделем в контакте с четвертым
шариком. Помещают установочный дискмежду опорным подшипником ичашкой так. чтобы при установ
кечашки врабочее положениеона опускалась прямо на установочный диски могла свободновращаться
вместес ним.
9.4 Подвешивают дисковую гирюмассой 1кг напаз нагрузочногорычага,дляобеспечениятребуе
мой нагрузки используют дополнительные гири (6.3).
9.5 Если требуется устройство регистрации трения (6.2), его устанавливают на направляющей
линейке ипозначениям нашкале, эквивалентным нагрузке, определяют значениетрения.Устанавлива
ют зажим на калиброванном рычаге на том же показании шкалы регистрирующего устройства. При
нагрузках не более 1 кН устанавливают устройстводля регистрации трения и зажим вположение 100. в
этом случаенаблюдаемое значение коэффициента трения умножаютна 100.деленное на значение при
ложенной нагрузки. Наматывают на барабан регистрирующего устройства новый рулон бумаги, раска
чивают пружину для получения положения нулевого отклонения и поворачивают барабан с бумагой на
один оборот, чтобы получить базовую линию нулевого трения на графике.
9.6 Опускают нагрузочный рычаг и медленно прикладывают нагрузку к шарикам, исключая удар
ную нагрузку, которая может привести к необратимой деформации шариков. Проверяют, чтобы три
нижних шарика были выровнены относительно верхнего шарика.
9.7 Включают двигатель, секундомер (6.5) и при необходимости барабан регистрирующего
устройства.
9.8 После работы в течение определенного времени выключают двигатель, регистрирующее
устройство, если его включали, и снимают нагрузку с шариков, подняв рычаг. Фиксируют рычаг вподня
том положении.
5