ГОСТ Р 55018—2012
5.3.7.5 Обратные затворы и клапаны должны начинать открываться при перепадедавления не более
0,03 МПа и возвращаться в исходное состояние (закрываться) при прекращении движения среды в пря
мом направлении. Фактическое минимальное значение перепада давления начала открытия обратных зат
воров и клапанов, определенное при испытании опытных образцов, указывают вТУ и ПС.
5.3.7.6 В обратных затворах по требованию заказчика могут быть предусмотрены указатели положе
ния диска.
5.3.7.7 Обратные затворы могут быть снабжены демпфирующими устройствами. Решение о необхо
димости демпфирующего устройства принимает заказчик.
5.3.8 Требования к шаровым и конусным кранам
5.3.8.1 Шаровые и конусные краны должны соответствовать требованиям ГОСТ 21345. ГОСТ 28343,
ТУиКД.
5.3.8.2 Основные параметры кранов — по ГОСТ 9702.
5.3.8.3 Строительные длины кранов — по ГОСТ 14187. ГОСТ 28908 или по КД.
5.3.8.4 Коэффициент сопротивления £ кранов должен быть не более 0,5.
5.3.8.5 По согласованию с заказчиком краны могут быть зауженными в затворе.
5.3.8.6 Шаровые краны должны иметь ограничение поворота ЗЭл.
Для конусных кранов, не предназначенныхдля применения на газообразных, взрывоопасных, легко
воспламеняющихся и токсичных средах, ограничители хода необязательны.
5.3.9 Технические требования к электроприводам и электрическим исполнительным меха
низмам
5.3.9.1 Технические требования к электроприводам и электрическим исполнительным механизмам —
по ГОСТ 7192 и (9).
5.3.9.2 Конструктивное исполнение электроприводов должно соответствовать группе Мб по
ГОСТ 17516.1.
5.3.9.3 Электроприводы должны иметьдвусторонние ограничители крутящего момента (усилия), поз
воляющие отключать электродвигатель в крайних и любом промежуточном положениях при достижении
настроенных значений крутящих моментов (усилий) на выходном валу. Регулировка величины крутящего
момента (усилия) должна производиться бесступенчато и раздельно как всторону закрытия, так и всторо ну
открытия в пределах, указанных в ТУ на конкретное изделие.
5.3.9.4 В арматуре, предназначеннойдля АСУТП, в качестве ограничителя крутящего момента сле
дует применять двустороннюю муфту ограничения крутящего момента. Данные о требуемых значениях
настройки муфты ограничения крутящего момента, обеспечивающих герметичность ЗЭл.должны бытьука
заны в РЭ или КД.
5.3.9.5 Арматура со встроенным приводом должна допускать возможность поворота электропривода
на угол, кратный 45°.
5.3.9.6 Запорная арматура с электроприводом должна иметь местный указатель крайних положений
ЗЭл и датчики сигнализации крайних положений на щите управления.
5.3.9.7 Регулирующие клапаныдолжны быть оснащены встроенным электрическим исполнительным
механизмом (ЭИМ). В отдельных случаях по согласованию с заказчиком возможна поставка клапанов с
выносными электроприводами, связанными с клапанами посредством тяг и рычагов.
5.3.9.8 Поставляемые с регулирующей арматурой ЭИМ должны быть рассчитаны для работы в по
вторно-кратковременном режиме с числом включений до 320 за 1ч и продолжительностью включения не
менее 25 % при нагрузке на выходном валу от номинальной противодействующей до 0.5 номинального
значения сопутствующей. При этом ЭИМ должны допускать работу в течение 1ч в повторно-кратковремен
ном реверсивном режиме с числом включений до 630 за 1 ч и продолжительностью включения не менее 25
% со следующим возникновением такого режима не менее чем через 3 ч. Интервал времени между
включением и выключением электропривода на обратное направление должен быть не менее 50 мс.
5.3.9.9 Для регулирующей арматуры выбег рабочего органа (штока) электродвигателя в сочленениях
со штоком арматуры недолжен превышать 0.25 % его полного хода.
5.3.9.10 Регулирующая арматура совместное ЭИМ должна в пределах всегодиапазона регулирова
ния иметь пропускные характеристики, близкие к расчетным: отклонение фактической характеристики от
расчетной во всех точках должно быть не более чем в 1.5 раза.
5.3.9.11 Конструктивные решения и характеристики регулирующей арматуры должны быть рассчита
ны на использование во всем диапазоне режимов, в том число и при пусках.
5.3.9.12 Перестановочные усилия, требуемые для перемещения РЭл. должны быть минимально воз
можными и примерно одинаковыми при перемещениях в обоих направлениях.
11