ГОСТ Р 43.4.1—2011
- взаимодействие мышления человека (оператора) в определенном эмоциональном состоянии с ин
формацией. в которой мышлением могут мысленно выделяться и изменяться содержащиеся в ней фраг
менты сведенийтак. чтобы адекватноусилитьсоответствующие эмоциональныесостояния мышления;
- взаимодействие мышления человека (оператора) сопределенной мотивационной направленнос
тью. например, на получение определенного результата от какой-либодеятельности, с информацией, в
которой мышлением могут мысленно выделяться и изменяться содержащиеся в ней фрагменты сведений
так. чтобы мотивационная направленность мышления получила необходимое удовлетворение;
- взаимодействие МДмышления человека (оператора) в процессе принятия решения синформацией,
в которой мышлением могут мысленно выделяться необходимые ее фрагменты, создающие необходи
мые условиядля осуществления процесса принятия решения;
- взаимодействие МД мышления человека (оператора) в процессеосуществления речевой деятель
ности с воспринимаемой информацией, в которой мышлением могут мысленно выделяться необходимые
ее фрагменты, обеспечивающиеосуществлениеадекватного речевого процесса.
Далеепотексту для конкретизации сведений вместо словосочетания «человек (оператор)» использу
ется слово «оператор», в необходимых случаяхсловосочетание «оператор (специалист)».
5.37 Взависимости от вида СЧИ в них могут возникать различные целенаправленно организованные
и неорганизованные комбинации ДИПЯ, ДПИЯ.
5.38 При осуществлении оператором ввозникающей СЧИ технической ИИПДв СЧИ могут образовы
ваться целенаправленно организованные различные пары связанных между собой ДИПЯ (инициирующего
действия) и ДПИЯ (формирующегодействия), которые способны вызвать появление влияющих на внут
реннюю или внешнюю направленностьдеятельности мышления оператора, группы операторовследую
щих ИПЯ:
-ППИПЯ;
-СО ИПЯ;
- СХ ИПЯ (см. рисунок Г.1.приложение Г)-
5.38.1 ПП ИПЯ внутренние, влияющие на МД оператора и возникающие у него в результате ИИПД
при осуществлении им умственной техническойдеятельности (например, учебной, практической), могут
быть следующие; абстрагирования, анализа, воображения, восприятия, вспоминания, забывания, запоми
нания. мыслительной деятельности, мотивации, обучения, обобщения, ощущения, запоминания, повторе
ния. представления, привыкания, принятия решений (дисайда). рефлексии, речи, самоактуализации, са
мовнушения. самонаблюдения, самоконтроля, самоопределения, синтеза, сравнения понимания (клиара-
тивности). творчества (креативности), узнавания, умозаключения, усвоения.
5.38.2 ПП ИПЯ внешние, влияющие на поведенческуюдеятельность (ПД) оператора и возникающие
у него в результате ИИПД при осуществлении им технической деятельности (например, учебной, практи
ческой) в процессе взаимодействия с внешней ТПИС. могут быть следующие: наблюдения, действия,
деятельности, навыка, умения, подражания, реакции, упражнения.
5.38.3 СО ИПЯ внутренние, влияющие на МД оператора ивозникающие у него в результате ИИПД
при осуществлении им умственной технической деятельности (например, учебной, практической), могут
быть следующие: адаптации, внимания, желания, интереса,намерения, напряженности, потребности, склон
ности. стремления, стресса, тревожности, убежденности, притязательности, усталости, установки, утомле
ния. чувствительности, эмоций.
5.38.4 СО ИПЯ внешние, влияющие на ПД оператора и возникающие у негов результате ИИПД при
осуществлении им технической деятельности (например, учебной, практической) в процессе взаимодей
ствия с внешней ТПИС. могут бытьследующие: готовности, интереса, установки.
5.38.5 СХ ИПЯ внутренние, влияющие на МД оператора и возникающие у него в результате ИИПД
при осуществлении им умственной технической деятельности (например, учебной, практической), могут
быть следующие: константности, воли, задатков, работоспособности, решительности.
5.38.6 СХ ИПЯ внешние, влияющиена ПДоператора и возникающие у него в результате ИИПД при
осуществлении технической деятельности (например, учебной, практической) в процессевзаимодействия с
внешней ТПИС. могут бытьследующие: внушаемости, настойчивости, обучаемости, организованности,
темперамента, трудолюбия.
5.38.7 ПП ИПЯ внутренние, влияющие на МД группы операторов и возникающие у операторов в
результате проводимой ими ИИПД при осуществленииумственной технической деятельности (например,
учебной, практической), могут быть следующие: идентификации, коммуникации, общения, межличностно го
восприятия, межличностныхотношений, формирования групповых норм.
11