ГОСТ Р 43.4.1—2011
- эвристической (теоретической) информационной.
- рефлексивной (методологической).
При системно-деятельностном подходе к использованию СЧИ. какоткрытой системы (взаимодей
ствующей с внешней информационной средой). СЧИ может бытьпредставлена как совокупность взаимо
действующих компонентов (информации, человека (оператора), представленногоего мышлением) входя
щих в нее. и находящихся друг с другом в определенных отношениях.
5.23 СЧИ состоитизчеловека/груллы людей (олератора/груплы операторов) и информации какого-
либо естественного, искусственного происхождения, которую он/они используют в своей мыслительной
деятельности.
5.24 СЧИ втехнической деятельности в зависимости от назначения информации, используемой в
них. могут быть:
- коммуникативными, образующимися вжизнедеятельности человека (оператора), обеспечивающи
ми егобиологическоеи социум-значимое существование:
- эргатическими. образующимися в практической, втом числе техническойдеятельности:
- эвристическими, образующимися в творческой деятельности.
5.25 СЧИ, в зависимости от вида техническойдеятельности, в которой они используются, могут:
- образовываться ифункционировать посвоим собственным правилам;
- взаимодействовать, применяться в определенной последовательности, совместно в различных
сочетаниях, сучетом возможного параллельного возникновения СЧИ. при взаимодействии мышления че
ловека (оператора) с информацией из внешней ТПИС ихранящейся в его памяти.
5.26 Коммуникативные СЧИ могутобразовываться и функционировать преимущественнос исполь
зованием алфавитных знаковых систем, соответствующих каким-либо частям речи, картинных сообщений
натурализованного вида.
5.27 Эргатические СЧИ могут образовываться ифункционировать преимущественно с использовани
ем формализованныхзнаковых систем, картинных сообщений с использованием изображений.
5.28 Эвристические СЧИ могут образовываться ифункционировать преимущественно с использова
нием абстражроеанныхзнаковыхсистем, картинных сообщений.
5.29 В СЧИ. возникающей при проведении эргатической ИИД. осуществляемой в процессе УМД. как
основной в мышлении человека (оператора), в отличии, например, от СЧИ. возникающих при проведении
коммуникативной, эвристической ИИД, необходимо представление вобразновоспринимаемом виде скры
тогоот непосредственного восприятии следующего:
- внутренних структур предметныхсущностей, скрытых за какими-либо поверхностями, закрытыхот
обзора каким-либодругим образом;
- отношениймеждувнутреннимиструктурами предметныхсущностей:
- содержательных исмысловыхинформационных связей, имеющихся внутри соответствующих вос
принимаемых предметныхсущностей;
- действий по обращению с предметными сущностями и их внутренними структурами, взаимодей
ствий с информационными сущностями.
5.30 Образование СЧИ происходит в результате ИОП привзаимодействии мышления человека (опе
ратора) с необходимой информацией, соответствующей технической предметной области в информацион
ной среде внешней по отношению к человеку (оператору) или внутренней, хранящейся в его мышлении
(памяти).
5.31 Вобразующихся при возникновении ифункционировании ИОП СЧИ. ее основные компоненты
человека (оператора) иинформацию могут представлять:
- человека (оператора), его мышление, осуществляющеедеятельность;
- информацию, отражающую в мышлении действительность (воспринимаемую извне или вообража
емую).
ОбразованиеСЧИ влияет на формирование как сознания, так и подсознания в мышлениичеловека
(оператора).
5.32 Процессы возникновения, функционирования и концептуального применения СЧИ, образуе
мых при применении картинно-вослринимаемыхсообщений, сведений в УМД мышлениячеловека (опера
тора). какосновной деятельности, могут осуществляться в соответствии со схемой, приведенной в при
ложении А.
Для понимания и инициирования процессов возникновения, функционирования и концептуального
применения СЧИ могут применяться:
9