ГОСТ Р 43.4.1—2011
- нооника— направление в наукедля изучения различных аспектовсуществования ИОП;
- ноон-технология — технология, которая может быть использована для регулирования и управле
ния различными процессами существования, функционирования СЧИ;
- пиктолингвистика сообщений.
-ликтолсихолингвистика;
-пиктолингвосинергетика;
- пиктотопология функционирования машинной, человеческой, человеко-машинной (операторской,
оператор-машинной) деятельности.
5.33 СЧИ в технической деятельности является образованием (функциональной оболочкой), возни
кающим в результате взаимодействия человека (оператора, мышления человека (оператора)) и информа
ции при осуществлении человеком (оператором) различных видов ИИДс возникновением ифункциониро
ванием ИОП, ИИПД. обеспечивающих выполнение необходимого ИЧИВ. с инициированием образования
соответствующих ПЯ ИЧИВ.
5.34 ФункционированиеСЧИ зависитот возникающих в мышлении человека (оператора) приосуще
ствлении им ИЧИВ психических явлений, влияющих на функционирование ИОП вего ЦНС, осуществле
ния человеком (оператором) регулируемой иуправляемой ИИПД. ИИД.
Под влиянием ИОП в СЧИ может возникнуть и развиваться ИИПД. в ходе которой, при осуществле
нии необходимого ИЧИВ. образуются:
-ДПЯ. характеризующиеся внутренними взаимодействиями как между информационными изменяю
щими и психическими изменяемыми процессами, так имежду психическими изменяющими иинформаци
онными изменяемыми процессами;
- ИПЯ. которые могут обеспечить выполнение необходимой ИИД. в процессе которой происходит
восприятие и использование информации, представленной для МД (УМД. РмД), с применением ноон-тех-
нологии (см. рисунок В.1. приложение В);
5.35 ВСЧИ могут возникатьдифференциальные информационно-психические явления (ДИПЯ). об
разуемые в результате взаимодействия информации, как влияющей (изменяющей) сущности (например, в
зависимости от используемого способа управления информацией пассивного, активного, интерактивного), с
психикой человека (оператора), какизменяемой сущности, например, такие ДИПЯ, имеющиеотношение к
ИИД, как:
-взаимодействие контекстно-представленной информации с клиаративной МД. обеспечивающее по
вышенный уровеньпонимания мышлением человека (оператора) сведений, содержащихся в информации;
- взаимодействиедискернизированной (семантически-различимой) информации спамятью, обеспе
чивающее полноту запоминания сведений, содержащихся в рассматриваемой информации ит. д.;
- взаимодействие леарнизированной информации (с облегченным узнаванием сведений, содержа
щихся вэтой информации), с МД по восприятию информации, обеспечивающее повышениеэффективно
сти семиозиса МД в образовании представлений, познавательной деятельности мышления;
- взаимодействие антипацизированной информации (позволяющей человеку (оператору), пользую
щемуся этой информацией, предвидеть смысловое развитие сведений в процессе ихвосприятия) с МД по
обработке воспринятой информации, обеспечивающее повышение эффективности семантиозиса МД в об
разовании понятий;
- взаимодействие агглютизированной информации (с изложением фрагментовсведений, содержа
щихся в информации в виде, способствующем человеку (оператору), пользующемуся этой информацией,
синтезировать из фрагментов сведений адаптированные длякаких-либо целей необходимые сообщения)с
МД пообработке воспринятой информации, обеспечивающее повышение эффективности когнитиоэиса МД в
осуществлении познавательной деятельности мышления ит.д.
5.36 ВСЧИ могут возникать дифференциальные психо-информационные явления (ДПИЯ). образуе
мые в результате взаимодействия психики человека (оператора), каквлияющей (изменяющей) сущности
(например, при изменении вида, способаосуществлениянеобходимой МД), с воспринимаемой им инфор
мацией. как изменяемой сущности, например, такие ДПИЯ, имеющие отношение к ИИД человека (операто
ра). как;
- взаимодействие мышлениячеловека (оператора) в процессе узнавания с воспринимаемой инфор
мацией. в которой мышлением могут мысленно определяться и изменяться необходимые сведения, со
держащиеся вней. с целью обеспечения достижения необходимого результата в узнавании соответствую
щих частей информации.
10