ГОСТ 31540—2012
Если для электрогенераторных установок установлены легкие условия транспортирования при пря
мых (беслерегрузочных) перевозках железнодорожным транспортом, испытание на прочность при транс
портированиидопускается проводить путем перевозки железнодорожным транспортом пометодике, утвер
жденной в установленном порядке.
6.3 Климатические испытания
6.3.1 Испытание на теплоустойчивость при эксплуатации (испытание 301)
Испытание проводят методом 201-2 ГОСТ 16962. при этом:
- расстояние от боковых стенок электрогенераторныхустановокдо стен камеры тепла и междуэпек-
трогенераторными установками должно быть не менее 1 м. а от радиатора — не менее 3 м. При испытании
электрогенераторныхустановок больших габаритных размеров и невозможности обеспечивать указанные
расстояния на существующем оборудовании допускается выброс воздуха, выходящего из радиатора ис
пытуемого образца, осуществлять вне камеры тепла, если при этом температура воздуха в камере нахо
дится в допускаемых пределах;
- температуру воздуха в камере тепла измеряют термометрами, располагаемыми междуэлектрогене-
раторными установками и/или между электрогенераторными установками и стенкой камеры, но недалее
1м от испытуемого образца; термометры должны быть защищены от воздушных потоков и экранированы
оттеплового излучения;
- за температуру воздуха в камере принимают среднее значение показаний, измеренных в указанных
точках. Допускается отклонение локальных значений температуры от среднего не более
±
5 К (
±
5 вС). а
абсолютная погрешность измерения
±
2
К (
±
2 X ).
Измерение температуры воздуха в камере тепла проводят с периодичностью 30 мин в течение всего
времени испытания.
При проведении испытания двери и люки кузова (капота) электрогенераторной установки, открывае
мые при ее работе, должны быть открыты, все вентиляционные устройства включены.
Испытание проводят следующим образом:
- помещают электрогенераторную установку вкамеру тепла. Камеру тепла предварительно прогрева
ют до температуры не выше 313 К (40 °С):
- доводят в камере тепла среднее значение температуры воздуха до (313
±
2) К ({40
±
2) °С) и одно
временно пускают электроагрегат или электростанцию с включением номинальной нагрузки.
- подостижении температуры воздуха 313 К (40 °С) контролируют показания термометров (темпера
турных преобразователей и т. п.). установленных на электрогенераторной установке. Подостижении уста
новившегося теплового режима [показания термометров не изменяются более чем на 1К (1 X ) в течение 5
мин] включают 10 %-ную перегрузку, при которой электрогенераторная установка должна проработать в
течение 1ч;
-отключают нагрузку и на холостом ходудоводят тепловой режим электрогенераторной установки до
температур, установившихся в режиме номинальной нагрузки при температуре (313
±
2) К ((40
±
2)X ];
- включают номинальную нагрузку, а температуру воздуха повышают до (323
±
2) К [(50
±
2 еС)]. При
этом для обеспечения допустимых параметров теплового режима снижают нагрузку. По достижении уста
новившегося теплового режима испытания прекращают.
По значениям температур контролируемых узлов и блоков в режимах номинальной нагрузки и
10 %-ной перегрузки при температуре 313 К (40 X ) и возможности обеспечения допустимых температур
узлов и блоков при температуре воздуха 323 К (50 X ) делают вывод о соответствии
электрогенераторной установки требованиям стандартов и ТУ на них.
При необходимости, в конце испытания (после останова первичногодвигателя) измеряют сопротивле
ние изоляции силовых цепей в горячем состоянии. Необходимость и степень разобщения силовых цепей
должны быть указаны встандартах и ТУ на электрогенераторные установки конкретных типов.
6.3.2 Испытание на холодоустойчивость при эксплуатации (испытание 302)
Испытание проводят методом 203-1 по ГОСТ 16962 с целью проверки пусковых качеств работоспо
собности электрогенераторных установокпосле пребывания в условиях нижней температуры окружающей
среды при эксплуатации.
Подготовка к испытанию должна предусматривать:
- замену летних марок масел и топлива в системах смазки и питания первичногодвигателя на масла
и топливо зимних марок соответственно. Система охлаждения должна быть заполнена незамерзающей
жидкостью (антифризом);
14