ГОСТ 2 .4 1 9 -6 8 С. 3
2.7. Для судов с симметричными относительно миделя оконечностями допускается показывать
только одну носовую оконечность, но при этом на поле чертежа необходимо указать, что кормовая
оконечность симметрична носовой.
2.8. Для некоторых типов судов, в зависимости от особенностей обводов, вид сверхудопускается
изображать раздельно для отдельных районов, разбитых по высоте судна.
2.9. Наименования проекций на теоретическом чертеже не указывают.
2.10. На теоретическом чертеже для летательных аппаратов нос изображают слева, а для судов —
справа.
2.11. На виде сверху ватерлинии (для судов) изображают на левом борту, а горизонтали (для
летательных аппаратов) —на правом борту.
2.12. На проекции «Поперечныесечения* шпангоуты изображают от носа до миделя справа, а от
миделя до кормы (хвоста) —слева от вертикальной продольной плоскости.
2.13. Теоретические обводы изделия и его составных частей изображают, как правило, на сетке
теоретического чертежа.
Для отдельных составных частей изделия (например, крыльев, оперения и др.) сетку не выпол
няют.
2.14. Сетка теоретического чертежа представляет собой пересечение под прямым углом на всех
трех проекциях прямых линий —проекций батоксов, ватерлиний (горизонталей) и шпангоутов.
2.15. П о с т р о е н и ес е т к ит е о р е т и ч е с к о г оч е р т е ж а
2.15.1. Для летательных аппаратов на расстояниях, кратных 50мм:
а) длину фюзеляжа самолета делят шпангоутами, параллельными плоскости дистанции 0 (нуль);
б) высоту фюзеляжа самолета делят горизонталями, параллельными плоскости строитель
ной горизонтали;
в) ширину фюзеляжа самолета делят батоксами. параллельными плоскости симметрии. Нулевой
батокс совпадает с плоскостью симметрии.
2.15.2. Для судов:
а) длину корпуса судна между носовым и кормовым перпендикулярами делят теоретическими
шпангоутами на двадцать равных частей.
Положение носового и кормового перпендикуляров приведено в ГОСТ 1062.
Втехнически обоснованных случаяхдля специальных судовдопускается несовпадение нулевого и
двадцатого шпангоутов соответственно с носовым и кормовым перпендикулярами;
б) корпус судна по высоте делят ватерлиниями, расположенными на равных расстоянияхдруг от
друга. Количество ватерлиний определяется особенностями обводов и высотой борта судна. Нулевая
ватерлиния должна совпадать с основной плоскостью:
в) корпус судна по ширине делят батоксами. расположенными на равных расстояниях друг от
друга. Количество батоксов определяется особенностями обводов и шириной судна. Нулевой батокс
должен совпадать с диаметральной плоскостью.
Корпуса специальных судов допускается делить по ширине иеравноотстояшими батоксами.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.16. В местах резкого изменения кривизны теоретических обводов изделия и его составных частей
допускается давать дополнительные сечения.
2.17. На проекциях теоретического чертежа применяютследующие обозначения.
2.17.1. Батоксы обозначают римскими цифрами. Номера батоксов на поперечных сечениях в виде
сверху проставляют за габаритными линиями сетки, а на главном виде — над линиями батоксов.
Нумерацию батоксов начинают от плоскости симметрии (диаметральной).
2.17.2. Ватерлинии (горизонтали) обозначаютарабскими цифрами. Номера ватертиний (горизон
талей) на поперечных сечениях и главном виде проставляют за габаритными линиями сетки, а на виде
сверху —над линиями ватерлиний (горизонталей). Нумерацию ватерлиний начинают от основной
плоскости (плоскости строительной горизонтали).
П р и м е ч а н и е . Для судов нумераиия ватерлиний ниже основной плоскости должна быть отрица
тельной.
2.17.3. Шпангоуты обозначают арабскими цифрами. Номера шпангоутов проставляют:
на главном виде — вне обводов изделия и его составных частей;
65