С. 2 ГОСТ 2.4 1 9 -6 8
2. ТРЕБОВАНИЯ КВЫПОЛНЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЧЕРТЕЖЕЙ
2.1. Для расположения изделий и его составных частей на теоретическом чертеже применяют
пространственную систему координат.
2.2. На теоретическом чертеже на трехосновных координатных плоскостях геометрическуюформу
изделия и его составных частей изображаютлиниями пересечения теоретической поверхности изделия
и его составных частей плоскостями, параллельными координатным (приложение I).
Кроме того, на теоретическом чертеже помешают координатные линии, математические и другие
исходные данные, необходимые для построения сечений и получения теоретических обводов изделия.
2.3. Основными координатными плоскостями являются три взаимно-перпендикулярные алоско-
сти (приложение 2, черт. 1, 2):
вертикальная продольная алоскость;
вертикальная поперечная алоскость:
горизонтальная плоскость.
2.3.1. Вертикальная продольная алоскость (диаметральная плоскость для судов и алоскость сим
метрии для летательных аппаратов) —алоскость, делящая изделие в продольном направлении на две
условно симметричные части.
2.3.2. Вертикальная поперечная плоскость —плоскость, перпендикулярная вертикальной про
дольной алоскости:
а) для фюзеляжа (корпуса) летательных аппаратов — плоскость дистанции 0 (нуль), проходя
щая, как правило, через крайнюю носовую точку фюзеляжа (корпуса);
б) для судов - плоскость мидель-шпангоута, проходящая посередине длины корпуса судна
между носовым и кормовым перпендикулярами.
2.3.3. Горизонтальная плоскость:
а) для фюзеляжа (корпуса) летательных аппаратов —плоскость строительной горизонтали, про
ходящая через ось. условно принятую для данного фюзеляжа (корпуса);
б) для судов —основная плоскость, проходящая через точку пересечения плоскости мидель-
шпангоута с килевой линией.
Килевая линия проходит вдиаметральной плоскости:
у металлических судов — по внутренней поверхности наружной обшивки (горизонтального киля);
у судов с деревянной обшивкой — на уровне внешней кромки шпунта киля или по внешней
поверхности обшивки;
у судов издругих материалов, например: железобетона, пластмассы, —по внешней поверхности
днища.
Для глиссирующих судов, судов со строительным дифферентом (яхгы. рыболовные суда и т. п.),
а также в технически обоснованных случаях для пластмассовых судовдопускается принимать килевую
линию проходящей через нижнюю наружную кромку вертикального киля.
П р и м е ч а в и е. Для некоторых составных частей изделия (например, крыльев, оперения и др.) может
быть установлена другая система координат.
2.4. На теоретическом чертеже изделия проекции имеют следующие наименования:
главный вид (бок) - проекции батоксов, шпангоутов и ватерлиний (горизонталей) на верти
кальную продольную плоскость (см. приложение 2);
вид сверху (полуширота) — проекции ватерлиний (горизонталей), батоксов и шпангоутов на
горизонтальную плоскость;
поперечные сечения (корпус) —проекции шпангоутов, батоксов и ватерлиний (горизонталей)
на вертикальную поперечную плоскость.
П р и м с ч а и и е. Для отдельных составных частей изделий (например, крыльев, оперения и др.)
допускается давать другие наименования проекций. На поперечных сечениях, а также на виде сверху или глав
ном виде, если необходимо, изображают дополнительные сечения — рыбины.
2.5. Главный вид располагают в верхней части теоретического чертежа, под ним —вид сверху,
справа от главного вида —поперечные сечения.
2.6. Допускается совмешать главный вид и вид сверху, а при наличии цилиндрической вставки
поперечные сечения располагают вразрыве средней части главного вида.
Ы