ГОСТ 1643-81 С. 21
Если вычисленные значения Fk превышают значения Fk, установленные в табл. 11. то они принимаются
по указанной таблице. Значение F^ принимаются по табл. 11.
3. Fp„, Рц, f4. f( определяются в зависимости от ширины зубчатого пенил (полушеврона).
4. При использовании отклонения шага зацепленияв качестве показателя контакта зубьев предельные
отклонения выбираются но табл. S в соответствии со степенью точности, принятой по нормам контакта.
Т а б л и ц а 12
Нормы контакта зубьев в передаче (суммарное пятно контакта)
Относительные ратмеры суммарного пятна контакта в процентах
Степень lO’tiiociH
по высоте iy6i.cn, не менее
по длине лубьсв. нс менее
3 65
4 60
5 55
6 50
7 45
8 40
9 30
10 25
11 20
95
90
80
70
60
50
40
30
25
П р и м е ч а н и я :
1. Для передачи 7—11 степеней точности с числом зубьев колеса, не равным и не кратным числу зубьев
шестерни, допускается уменьшение относительных размеров мгновенного пягна контакта зубьев. Предельные
относительные размеры мгновенного пятна контакта зубьев в этом случае нс должны быть менее 75 %
соответствующих предельных относительных размеров суммарного пятна контакта.
2. Если не указаны специальные требования по нагрузке (торможению) зубчатой передачи, пятно
контакта усганаативают при легком торможении, обеспечивающем непрерывное контактирование зубьевобоих
зубчатых колес.
3. При контроле с измерительным зубчатым колесом относительные размеры суммарного пятна контакта
должны быть соответственно увеличены по сравнению с указанными в табл. 12.
2.8. Непосредственный контроль зубчатых колес и передач по всем показателям установлен
ного комплекса не является обязательным, если изготовитель существующей у него системой
контроля точности производства гарантирует выполнение соответствующих требований настоящего
стандарта.
2.9. Точностные требования установлены настоящим стандартом для зубчатых колес, находя
щихся на рабочих осях.
На чертеже требования к точности зубчатого колеса допускается устанавливать относительно
другой оси (например оси отверстия под вал), которая может не совпадать с рабочей осью.
Погрешности, вносимые при использовании в качестве измерительной базы поверхностей,
имеющих неточности формы и расположения относительно рабочей оси. должны быть учтены при
установлении точности передачи или компенсированы введением уменьшенного производственного
допуска.
2.10. В тех случаях, когда взаимозаменяемость не я&тяется обязательной, допускается прини
мать за номинальные следующие элементы одного из зубчатых колес:
1) среднее значение действительного осевого шага или среднее значение действительного угла
наклона линии зуба;
2) среднее значение действительного шага зацепления;
3) действительное дополшггельное смешение исходного контура (или действительное умень
шение средней длины обшей нормали, или действительное уменьшение толщины зуба).
При этом дополнительное смешение исходного контура (или уменьшение средней длины
обшей нормали, или уменьшение толщины зуба) второго зубчатого колеса определяется наимень
шим действительным дополнительным смещением исходного контура (наименьшим действитель
ным уменьшением средней длины обшей нормали или наименьшим уменьшением толщины зуба) на
первом зубчатом колесе и выбранным видом сопряжения (бокового зазора в передаче).