Стр. 238 ГОСТ 3112—74
Отношение плотностей газа а ударной волне определяют из уравнения
9<">= 0<">/С,
Х° Л4*
(33)
х°
м ч
\ -Ж
я
)!
р
’
Применение формул (32) и (33) и уравнения состояния идеального газа позволяет найти статическую темпера-
туру Г*"1за ударной ватной в
т-
м приближении
В следующем (т+ 1 ) приближении параметр x^"+,)определяют по формуле
Г’"*)- Гп<я,/Ч"П)*
(34)
^ст+1)_ 1
(35)
и(Г,<Л>) *
причем удельная зитальг.ия и удельная внутренняя анергия рассчитываются по формулам, приведенным в разд. I. В ка
честве нулевого приближения принимают Xj “ Xе- 1,-Ю, что обеспсчквиет быструю сходимость итерационного процесса.
Расчет оканчивается на таком т ы приближении, когда
| Гр»)— 7уя-1>| <10-* К.
Эти значения
р\т)
и
Т\т)
принимают соответственно за
pt
н Г|.
Далее вычисляют температуру Г0 торможения за ударной ваткой по формуле
•о-ЦГр(г)
То(,+,)»То<,> +■
‘,<ГР>
(36)
и
сг(Т
^ в ы
где /- 0 , 1, 2, 3 ,... — номер приближения, причем в нулевом приближении Г0(О)»7’|. Как и раньше,
числяют по формулам, приведенным в разд. !, а величину t0 =*£,— с помощью выражения (16).
Расчет оканчивают на таком г-м приближении, при котором
7-’<г)_г’<^-1) «510 А К«
о0I
Полное давление находят из условия иззнтропмчности течения за прямой ударной волной
Л -Л схр1$Ы -£(Г,)).(37)
Динамическое давление потока в этом случае вычисляют по формуле:
Р х -Р о -Р ~
p
{ - J ~ ехР
I 3 (
Г о)-$(Г ,))-1}.
<33)
Итак, формулы (22) и «38> позволяют вычислить динамическое давление соответственно для дозвуковых и сверх
звуковых скоростей полета.
Для идеального газа с постоянным отношением удельных теплоемкостей формулы (24)—(38) после ряда преоб
разований приводят к известному выражению для динамического давления при сверхзвуковых скоростях полета
Р х-Р
(39)
V
X е
/?уд Г20,0463
V
Т
При скорости 3000 км/ч разница в значениях динамического давления воздуха, рассчитанного по формулам (38)
и (39), не превышает 0,19%, а при скорости 4000 км/ч— 0,43%;, что для высоты 0 м составляет 1370 и 5730 Па соот
ветственно.
Разница между температурами торможении идеального газа с хв*»1,40 и реального воздуха при скорости полета
3000 км/ч достигает 1.0% а при скорости 4000 км/ч — 3.0%. Для высоты 0 м это составляет 6.5 и 26.3 К соответственно.
Таким образом, влияние возбуждения колебательных степеней свободы при сверхзвуковых скоростях патета суще
ственно, особенно при расчетах температуры торможения.