ГОСТ 20303-74 С. 6
3.4. При испытании и журнал записывают:
а) количество масла, налитого в картер и в расходный бак перед испытанием по п. 3.1, а также
первоначальный уровень масла в расходном баке;
б) уровень масла в расходном баке и расход масла по п. 3.7 через каждые 12 ч работы на
основном режиме;
в) показатели, перечисленные в табл. 3 для основного режима, в п. 3.3 и давление в картере в
Па (мм вод. ст.) через каждый час работы:
г) прорыв газов в картер после каждых 3 ч работы на основном режиме или при резком
увеличении давления в картере.
При прорыве картерных газов более 3*3-10—4 м3/с (20 дм3/мин) в двигателе выявляют причины
неисправности.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).
3.5. При обнаружении неисправности установки или нарушении условий испытаний прини
мают меры к их устранению, остановив установку, если это необходимо.
В ходе испытаний не должно быть более шести остановок продолжительностью более 6 ч, не
считая остановки после обкатки. Число и продолжительность остановок в процессе обкатки не
регламентируются.
3.6. В процессе испытания проводят регулирование температуры охлаждающей жидкости:
повышение температуры осуществляют выпариванием воды из охлаждающей жидкости;
понижение температуры осуществляют добавлением воды в охлаждающую жидкость.
3.7. Расход масла определяют за каждые 12 ч работы на основном режиме, как разность отсчета
уровней масла в расходном баке за указанное время и выражают в граммах.
Величина расхода масла должна быть для масел с вязкостью 6—8 мм-/с (6—8 сСт) при 100 *С
и загущенных масел не менее 15 r/ч, а для масел с вязкостью 10—20 мм2/с (10—20 сСт) при 100 *С
не более 40 г/с.
3.8. Из масляной системы двигателя перед остановкой в конце
испытания (при отключенном дозаторе) отбирают пробу работавшего
Схема измерения толщины
масла в количестве 150 г для следующих определений:
отложений
кинематической вязкости при 100 ’С по ГОСТ 33;
щелочного числа по ГОСТ 11362;
содержания нерастворимого осадка по ГОСТ 20684.
Эти показатели работавшего масла носят контрольный характер
и не включаются в оценку испытуемого масла.
3.7. 3.8. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
3.9. После окончания испытания проводят указанные ниже
операции.
3.9.1. Отработанное масло из картера и свежее из системы
дозирования сливают раздельно и взвешивают с погрешностью не
более 5,0 г.
3.9.2. Расход масла за испытание принимают как разность
между суммарным количеством залитого перед испытанием и доли
того через систему дозирования и суммарным количеством слитого
из картера и взятого на анализ масла для определения показателей в
соответствии с п. 3.8.
3.9.3. Охлаждающую жидкость из системы охлаждения сливают.
3.9.4. Осущестатяют частичную разборку двигателя, при кото
рой снимают головку цилиндра, боковую крышку картера и шатун
но-поршневую группу.
3.10. Подвижность поршневых колец в канавках поршня опре
деляют по табл. 5.
При наличии неподвижных (закоксованных) колец масло не
соответствует по моторным свойствам группам В. В2, Г. Г, и Д и
дальнейшая оценка загрязненности поршня не проводится.
После определения подвижности колец их снимают с поршня.
3.11. Поршень, поршневые кольца и шатунные вкладыши опо
ласкивают в бензине, просушивают и осматривают. Обнаруженные
повреждения деталей записывают в журнал.
3.10. 3.11. (Измененная редакция, Изм. № 1).
/ — часовой индикатор. 2 — держа
тель: 3 — наконечник с bason, рав
ной S мм; 4 — измерительный штифт
1.S мм; S — поршень
105
Черт. 2