С. 5 ГОСТ 5726-53
VII. ДОПУСКАЕМЫЕ РАСХОЖДЕНИЯ ДЛЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
16. Расхождения между параллельными испытаниями одного и того же масла на одной и гой же
установке не должны превышать 0.5 балла по цветной эталонной шкале.
Из двух параллельных испытаний за действительное значение принимается большая величина
лакообраэова»гия.
При проведении трех испытаний одного и того же масла на одной и той же установке (расхожде
ние между которыми не превышает 0.5 балла) лакообразован не оценивается по двум совпадающим
величинам.
Г! р и м е р. Если при испытании одного и того же масла было получено .лакообразование, равное
4 и 4,5 балла, то за результат испытания принимают значение лакообразования, равное 4.5 балла.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
17. Расхождения при определениях моющих свойств одного и того же масла на разных установках
не должны отличаться от среднего арифметического сравниваемых результатов больше чем на
±0.5 балла по цветной эталонной шкале.
VIII. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ И РАБОТЫ УСТАНОВКИ
18. Состояние установки считается нормальным, если в результате испытания типовых масел МК
бакинского (соответствующего МК-22 и МК бакинского +5 % присадки АзНИИ-ЦИАТИМ -I полу
чается лакообразование:
а) для масла без присадки 4 балла;
б) для масла с присадкой 1,5 балла.
Если результаты испытания на одном или на обоих типовых маслах не соответствуют указанным
величинам лакообразования. следует найти причину неправильных показаний и устранить ее.
Проверка установки на типовых маслах должна производиться через каждые 5—7 испытаний.
19. Для обеспечения правильных показаний установки необходимо:
а) контролировать точность поддержания температурного режима испытаний; проверка показа
ний термопар, производимая через 20—30 ч. работы двигателя, осуществляется в масляной бане по
двух» проверенным ртутным термометрам;
б) контролировать механическое состояние двигателя.
Изношенность цилиндра и других деталей двигателя выясняется в процессе переборки двигателя
путем микрометрического обмера.
Взависимости от изношенности цилиндра должны применяться поршни с различными размерами
и упругостью компрессионных и масляных колец.
Для новых и мало изношенных деталей (с диаметром цилиндра 52.00—52,20 мм) применяются
поршни с миниматьно допустимыми, а для значительно изношенных двигателей (с диаметром ци
линдра 52.35—52,50 мм с максимально допустимыми размерами и упругостью компрессионных
и масляных колец (см. пп. 6 и 7).
20. Из-за накопления углеродистых отложений в камере сгорания, на клапанах, в выхлопной
системе и на других деталях производят переборку через 20 ч работы двигателя.
При переборке двигателя разбирают цилиндр, головку цилиндра и клапанный механизм, после
чего производят очистку вышеуказанных деталей, а также выхлопного патрубка от образовавшихся
углеродистых отложений.
Перед сборкой двигателя производят притирку клапанов и проверку правильности регулировки
их подъема.
После переборки двигателя на нем следует провести контрольное испытание типового масла,
содержащего 5 % присадки АзНИИ-ЦИАТИМ-1.
21. После испытания масла с эффективной моющей присадкой во избежание занижения резуль
тата последующего испытания за счет действия оставшейся присадки, особенно тщательно промывают
картер двигателя (допускается повторная промывка бензолом).
92