Квалификационная характеристика специалиста со средним медицинским образованием. Специальность: "Лабораторная диагностика" (базовый уровень образования)
Приложение 17
Утверждено Приказом Минздрава России от 25.12.1997 N 380
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ Специальность: "Лабораторная диагностика" (базовый уровень образования) 1. Общие знания
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- организация лабораторной службы в стране, ее задачи;
- этические и правовые нормы отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде;
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;
- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории;
- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;
- правила сбора, транспортировки и хранения биоматериала;
- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований;
- основные методы лабораторной диагностики;
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;
- основы здорового образа жизни;
- Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории.
2. Специальные знания
- основы анатомии и физиологии;
- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;
- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте;
- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья пациента;
- основы функционирования здорового организма и факторы риска;
- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;
- организация внутрилабораторного контроля качества лабораторных исследований;
- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов в организме.
По гематологическим исследованиям:
- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме);
- морфологию клеток гемопоэза в норме;
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;
- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;
- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях.
По общеклиническим исследованиям:
- теория образования мочи, функции почек;
- основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи;
- морфология клеточных и других элементов мочи;
- изменение анализа мочи при наиболее часто встречающихся заболеваниях почек и мочевыводящих путей;
- методы исследования функций желудка;
- способы получения желудочного содержимого;
- способы получения дуоденального содержимого;
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки;
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;
- основные методы и диагностическое определение физических и химических показателей кала;
- форменные элементы кала, их выявление;
- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы;
- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы;
- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;
- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;
- цель и методы исследования отделяемого женских и мужских половых органов.
По цитологическим исследованиям:
- правила взятия и обработки материала для цитологических исследований;
- морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей.
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза;
- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния;
- причины и виды патологии обменных процессов в организме;
- система гемостаза;
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях;
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др.
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельминтов;
- морфологические различия видов гельминтов и их яиц;
- паразиты малярии, виды, стадии развития;
- морфология малярийных паразитов;
- простейшие - вид, стадии развития, морфология;
- заболевания, вызванные простейшими;
- правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов.
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета;
- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции;
- антигены, виды, характеристика;
- иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции;
- взаимодействие антиген - антитело;
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.;
- иммунодефицитные состояния;
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;
- аллергия и атопические заболевания;
- изоантигены системы крови;
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания.
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики;
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;
- гены и признаки;
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы.
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам
- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;
- механизмы функционирования природных экосистем;
- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды;
- представление о гигиене как основе профилактической медицины;
- представление о видах катастроф и их последствиях для здоровых людей;
- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах;
- общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях;
- представление о моделях, формах, уровнях и способах коммуникации, основы делового общения;
- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных.
4. Умения
- взять биологический материал для лабораторного исследования;
- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований;
- организовать работу младшего персонала в клинико-диагностической лаборатории;
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа;
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;
- произвести дезинфекцию биоматериала;
- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение;
- регистрировать проведенные исследования;
- вести учетно-отчетную документацию;
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;
- на основании результатов дать качественную и количественную оценку исследований;
- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования;
- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях;
- строить калибровочные графики;
- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов;
- отобрать материал для микроскопического исследования;
- адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- работать в ЭВМ на уровне пользователя;
- владеть техникой микроскопирования:
световая микроскопия.
По гематологическим исследованиям:
- взять капиллярную кровь для лабораторного анализа;
- определить гемоглобин;
- определить свободный гемоглобин плазмы;
- подсчитать количество эритроцитов в крови;
- определить серповидность эритроцитов;
- определить гематокритную величину;
- определить осмотическую резистентность эритроцитов;
- подсчитать ретикулоциты;
- подсчитать тромбоциты;
- определить скорость оседания эритроцитов;
- подсчитать количество лейкоцитов;
- приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы;
- подсчитать лейкоцитарную формулу;
- приготовить лейкоконцентрат;
- приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты;
- приготовить препараты крови для цитохимического исследования клеток циркулирующей крови и костного мозга;
- определить вязкость крови.
По общеклиническим исследованиям:
исследование мочи:
- определить физические и химические свойства мочи;
- приготовить препараты и промикроскопировать осадок;
- идентифицировать клеточные и другие элементы в осадке;
- подсчитать количество форменных элементов осадка;
- дифференцировать лабораторные исследования на уровне нормапатологии;
исследование желудочной секреции:
- определить количество, цвет, запах, слизь, патологические примеси;
- определить активность пепсина;
- обнаружить молочную кислоту;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
исследование дуоденального содержимого:
- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев;
- подготовить препараты для микроскопического исследования;
исследование кала:
- определить физические и химические свойства;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование (выявить отклонение от нормы);
- обнаружить яйца гельминтов;
- обнаружить простейшие;
исследование спинномозговой жидкости:
- определить цвет, прозрачность фибринозную пленку;
- обнаружить и определить белок;
- определить количество форменных элементов (цитоз);
исследование экссудатов и транссудатов:
- определить количество, характер, цвет, прозрачность, относительную плотность;
- обнаружить и определить белок;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
исследование мокроты:
- определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах, деление на слои;
- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин;
- приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза;
исследования отделяемого из половых органов:
- окрасить препараты для микроскопического исследования;
- определить степень чистоты влагалищного содержимого;
- определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята;
- приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята;
исследование при грибковых поражениях:
- приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос, ногтей;
- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей.
По цитологическим исследованиям:
- приготовить стекла, фиксаторы, красители;
- окрасить цитологические препараты;
- цитохимическое исследование цитологического материала: (PAS-реакция, липиды, ферменты);
- отбор материала, приготовление и окраска препаратов для цитологических исследований (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров и др.);
- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).
По клинической биохимии:
биохимические исследования:
- определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.);
- определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.);
- показатели углеводного обмена;
- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок);
- определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.);
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови;
- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатамино-трансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.);
- определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.;
показатели состояния гемостаза:
- активированное время рекальцификации плазмы;
- протромбиновое время (тромбопластиновое);
- содержание фибриногена в плазме крови;
- толерантность плазмы к гепарину;
- время кровотечения;
- время свертывания крови;
- степень ретракции кровяного сгустка.
По паразитологическим исследованиям
- различать на препаратах представителей класса членистоногих;
- идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи;
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале.
По иммунологическим исследованиям
иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета:
- определить группу крови по системе АВО;
- определить резус-фактор;
- прямая и непрямая пробы Кумбса;
серологические исследования для диагностики сифилиса:
- серологические реакции;
- агглютинация на стекле;
- развернутая агглютинация;
- преципитация (кольцепреципитация и преципитация в геле).
Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.ВЯЛКОВ
Источник - Приказ Минздрава России от 25.12.1997 № 380