Квалификационная характеристика специалиста со средним медицинским образованием. Специальность: "Лабораторная диагностика" (повышенный уровень образования)
Приложение 16
Утверждено Приказом Минздрава России от 25.12.1997 N 380
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ Специальность: "Лабораторная диагностика" (повышенный уровень образования) 1. Общие знания
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- организация лабораторной службы в стране, ее задачи, структура и перспективы развития;
- директивные документы, определяющие деятельность клинико-диагностической лаборатории;
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей;
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;
- современные методы лабораторной диагностики;
- виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований;
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;
- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории;
- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;
- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований, сбора биоматериала, его транспортировки и хранения;
- основы здорового образа жизни;
- Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории;
- основы медицины катастроф.
2. Специальные знания
- основы анатомии и физиологии;
- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;
- сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях;
- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте;
- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека;
- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья пациента;
- основы функционирования здорового организма и факторы риска;
- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;
- правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований;
- основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций;
- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;
- организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований;
- влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, сезонные вариации и др.) на результаты лабораторных исследований;
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, медицинских процедур и др. на результаты лабораторных исследований;
- влияние терапии на лабораторные показатели.
По гематологическим исследованиям:
- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме);
- морфологию клеток гемопоэза в норме;
- понятия эффективный, неэффективный эритропоэз, мегакариопоэз, нейтропоэз;
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;
- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;
- изменения показателей миелограммы при реактивных состояниях;
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;
- особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и других заболеваниях);
- понятия о миелоидной дисплазии;
- изменения миелограммы при заболеваниях органов кроветворения;
- основные принципы цитохимического анализа, диагностическое значение;
- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях, цитометрия, расчетные показатели.
По общеклиническим исследованиям:
- теория образования мочи, функции почек, методы исследования, причины нарушения;
- основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи;
- морфология клеточных и других элементов мочи;
- мочевые синдромы и их значение в диагностике заболеваний органов мочевой системы;
- методы получения и исследования желудочного содержимого;
- способ получения дуоденального содержимого;
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки;
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;
- основные методы и диагностическое значение определения физических и химических показателей кала;
- форменные элементы кала, их выявление;
- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы;
- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы;
- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;
- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;
- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов, цитограмма при различных заболеваниях;
- лабораторная диагностика мужского бесплодия (исследование эякулята и секрета);
- гормональное зеркало;
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах.
По цитологическим исследованиям:
- правила взятия и обработки материала для цитологических исследований;
- морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей;
- основные признаки пролиферации, дисплазии, метаплазии, фоновых процессов;
- признаки реактивной гиперплазии, опухолевых поражений, метастазирования.
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза;
- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния;
- причины и виды патологии обменных процессов в организме;
- система гемостаза;
- патобиохимические механизмы развития основных синдромов;
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях;
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др.
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельминтов;
- морфологические различия видов гельминтов и их яиц;
- паразиты малярии, виды, стадии развития;
- морфология малярийных паразитов;
- простейшие - вид, стадии развития, морфология;
- заболевания, вызванные простейшими;
- правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов.
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета;
- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции;
- антигены, виды, характеристика;
- иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции;
- взаимодействие антиген - антитело;
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.;
- молекулярные и молекулярно-клеточные основы иммунного ответа;
- физиология иммунного ответа и иммунологическая толерантность;
- трансплантационный иммунитет;
- возрастные особенности иммунного статуса;
- иммунодефицитные состояния;
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;
- аллергия и атопические заболевания;
- методы оценки иммунного статуса;
- методы исследования неспецифической резистентности организма, клеточного и гуморального иммунитета;
- изоантигены системы крови;
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания.
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики;
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;
- гены и признаки;
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;
- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам
- основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований;
- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;
- механизмы функционирования природных экосистем;
- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды;
- представление о гигиене как основе профилактической медицины;
- общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств;
- побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований;
- представление о видах катастроф, их причинах, последствиях;
- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах;
- общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях;
- представление о моделях, формах, уровнях и способах коммуникации, основы делового общения;
- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных.
4. Умения
- взять биологический материал для лабораторного исследования;
- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований;
- организовать работу младшего (среднего) персонала в клинико-диагностической лаборатории;
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа;
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;
- произвести дезинфекцию биоматериала;
- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение;
- регистрировать проведенные исследования;
- вести учетно-отчетную документацию;
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;
- пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных анализов;
- проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований;
- на основании анализа статистических показателей определить причины погрешностей (преаналитические и аналитические) и разработать мероприятия для повышения точности и надежности лабораторных исследований;
- участвовать в разработке и внедрении новых методов лабораторного анализа;
- на основании результатов дать качественную и количественную оценку объекта исследований;
- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования;
- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях;
- строить калибровочные графики;
- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов;
- отобрать материал для микроскопического исследования;
- адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- работать в ЭВМ на уровне пользователя;
- владеть техникой микроскопирования: световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия.
По гематологическим исследованиям:
- взять капиллярную кровь для лабораторного анализа;
- определить гемоглобин;
- определить свободный гемоглобин плазмы;
- подсчитать количество эритроцитов в крови;
- определить серповидность эритроцитов;
- определить гематокритную величину;
- рассчитать среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците, среднее содержание гемоглобина в эритроците, средний объем эритроцитов;
- измерить диаметр эритроцитов;
- построить график распределения эритроцитов по величине диаметра (кривая Прайс-Джонса);
- определить осмотическую резистентность эритроцитов;
- подсчитать эритроциты с базофильной зернистостью;
- подсчитать ретикулоциты;
- подсчитать тромбоциты;
- определить скорость оседания эритроцитов;
- подсчитать количество лейкоцитов;
- подготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы;
- подсчитать лейкоцитарную формулу;
- дифференцировать нормальные, морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы;
- подсчитать миелокариоциты;
- подсчитать мегакариоциты;
- дифференцировать клетки костного мозга;
- подсчитать сидероциты и сидеробласты (в мазках крови и костного мозга);
- приготовить лейкоконцентрат;
- обнаружить клетки красной волчанки (LE-клетки);
- приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты;
- исследовать кровь на малярийные паразиты;
- определить фекальный гемоглобин;
- приготовить препараты для цитохимического исследования клеток циркулирующей крови и костного мозга;
- определить активность ферментов в клетках циркулирующей крови и костного мозга; щелочной фосфотазы, кислой фосфотазы, альфа-нафтилацетатэстеразы, пероксидазы;
- определить нейтральные мукополисахариды в клетках циркулирующей крови и костного мозга;
- определить вязкость крови.
По общеклиническим исследованиям:
исследование мочи:
- провести пробу по Зимницкому;
- определить физические и химические свойства;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование осадка;
- подсчитать количество форменных элементов осадка;
исследование желудочной секреции:
- определить количество, цвет, запах, слизь, патологические примеси;
- определить кислотность методом титрования;
- определить активность пепсина;
- определить наличие молочной кислоты;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование желудочного содержимого;
исследование дуоденального содержимого:
- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
исследование кала:
- определить физические и химические свойства;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
- обнаружить яйца гельминтов;
- обнаружить простейшие;
исследование спинномозговой жидкости:
- определить физические и химические свойства;
- определить количество форменных элементов (цитоз);
- дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных препаратах;
исследование экссудатов и транссудатов:
- определить физические и химические свойства;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
исследование мокроты:
- определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах, деление на слои;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин;
- приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза;
- обнаружить микобактерии туберкулеза;
исследование отделяемого из половых органов:
- окрасить препараты для микроскопического исследования;
- определить степень чистоты влагалищного содержимого;
- определить трихомонады и гонококки;
- обнаружить бледную спирохету;
- определить гормональный профиль;
- исследовать секрет простаты;
- определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята;
- приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята;
- определить подвижность сперматозоидов;
- подсчитать количество сперматозоидов в 1 мл и во всем эякуляте;
- определить "живые" и "мертвые" сперматозоиды;
- стимулировать подвижность сперматозоидов ("оживление");
- обнаружить фруктозу в эякуляте;
исследование при грибковых поражениях:
- приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос, ногтей;
- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей.
По цитологическим исследованиям:
- приготовить стекла, фиксаторы, красители;
- окрасить цитологические препараты;
- цитохимическое исследование цитологического материала: PAS-реакция, выявление липидов, определение активности кислой фосфатозы, определение активности щелочной фосфатазы, определение активности пероксидазы, определение гемосидерина;
- отбор материала, приготовление и окраска препаратов для цитологических исследований (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров и др.);
- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).
По клинической биохимии:
биохимические исследования:
- определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.);
- определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции лопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.);
- показатели углеводного обмена;
- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок);
- определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.);
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови;
- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.);
- определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.;
токсикологические исследования:
- определить мышьяк в крови, моче и тканях;
- определить ртуть в крови, моче и тканях;
- определить свинец в крови, моче и тканях;
- определить алкалоиды в биологических материалах;
- определить снотворные и седативные препараты в биологических материалах;
показатели состояния гемостаза:
- определить активированное время рекальцификации плазмы;
- определить протромбиновое время (тромбопластиновое);
- определить содержание фибриногена в плазме;
- определить толерантность плазмы к гепарину;
- определить время кровотечения;
- определить время свертывания крови;
- определить степень ретракции кровяного сгустка;
- аутокоагуляционный тест.
По паразитологическим исследованиям:
- идентифицировать малярийные паразиты в препаратах крови;
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале.
По иммунологическим исследованиям:
иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета:
- определить группу крови по системе АВО;
- определить резус-фактор;
- прямая и непрямая пробы Кумбса;
- серологические исследования для диагностики сифилиса.
Серологические исследования для диагностики инфекционных болезней:
- агглютинация на стекле;
- развернутая агглютинация;
- пассивная агглютинация;
- торможение агглютинации;
- преципитация (кольцепреципитация и преципитация в геле);
клиническая иммунология:
- определить количество Т- и В-лимфоцитов в периферической крови;
- определить концентрацию различных классов иммуноглобулинов;
- определить фагоцитарную активность лейкоцитов
- определить комплементарную активность сыворотки крови;
- определить С-реактивный белок;
- определить ревматоидный фактор в сыворотке крови;
- определить антитела к ДНК;
- определить антинуклеарный фактор;
- определить циркулирующие иммунные комплексы;
- определить альфа-фетопротеин;
- определить активность анти-О-стрептолизина в сыворотке крови;
- определить активность антигиалуронидазы в сыворотке крови.
По медико-генетическим исследованиям:
- провести диагностику по половому хроматину;
- окрасить хромосомный препарат с помощью рутинной и дифференцированной окраски;
- уметь проводить скрининг-тестирование (в зависимости от метода, применяемого в лаборатории).
Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.ВЯЛКОВ
Источник - Приказ Минздрава России от 25.12.1997 № 380