Квалификационная характеристика специалиста с высшим биологическим образованием
Приложение 15
Утверждено Приказом Минздрава России от 25.12.1997 N 380
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА С ВЫСШИМ БИОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
В соответствии с требованиями специальности специалист с высшим биологическим образованием должен ЗНАТЬ и УМЕТЬ:
1. Общие знания
- законодательные акты о здравоохранении и нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, правовые вопросы;
- основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий в условиях страховой медицины;
- основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний;
- основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы;
- основы Международной и отечественной классификации болезней (МКБ, ОКБ);
- современные направления развития медицины.
2. Специальные знания
По общим вопросам работы в клинико-диагностической лаборатории:
- директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы;
- система организации лабораторной службы в стране, задачи и ее структура;
- основные принципы работы централизованной лаборатории, в том числе медицинских диагностических центров;
- положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий;
- основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях;
- современные методы лабораторной диагностики;
- структура и функция органов кроветворения, пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем; строение и функция желез, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи;
- структура и функция клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биологических жидкостей;
- правила и способы получения биологического материала для морфологических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических, серологических и других исследований;
- приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования;
- консервирование, хранение и обезвреживание биологических материалов;
- лабораторная диагностика основных заболеваний системы кровообращения и кроветворения, пищеварения, мочеполовой системы, печени и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной ткани, мышечной ткани, эндокринной системы;
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя и др. на результаты лабораторных исследований;
- влияние биологических факторов (возраст, пол, время года, дневные ритмы, месячные циклы и др.) на результаты лабораторных исследований;
- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;
- проведение ежегодного анализа работы лабораторий с учетом профиля лечебного учреждения.
По контролю качества лабораторных исследований:
- организация контроля качества (КК), порядок проведения, основные требования, предъявляемые к проведению КК;
- возможные источники погрешностей при лабораторных исследованиях;
- классификация ошибок, внелабораторные погрешности, внутрилабораторные погрешности, аналитические погрешности. Ошибки грубые, случайные, систематические;
- внутрилабораторный, межлабораторный КК. Построение контрольных карт, критерии работы по контрольной карте;
- контрольные материалы: контрольные сыворотки сливные и коммерческие, сыворотки животных и человека, аттестованные и неаттестованные сыворотки. Контрольные материалы по гематологии, общеклинических методов исследования, цитологии, микробиологии. Требования, предъявляемые к контрольным материалам.
По биохимическим исследованиям:
взятие биоматериала:
- правила взятия крови, мочи, других биологических материалов, правила транспортировки и хранения, стабилизация биоматериала;
биохимические методы:
- физико-химические и биохимические методы;
- основные принципы фотометрии, спектрофотометрии, др. спектральных методов, потенциометрии с использованием ион-селективных электродов, принципы электрофореза, хроматографии;
- принципы работы автоматизированных аналитических систем;
- основные принципы иммуноферментного анализа;
обмен белков:
- биосинтез и структура белка, функция белков;
- физико-химические свойства белков;
- метаболизм белков и аминокислот, переваривание белков, особенности метаболизма отдельных аминокислот;
- образование конечных продуктов обмена белков, образование аммиака, мочевины, креатинина, азотистый баланс, клинико-диагностическое значение определения фракций остаточного азота и других азотсодержащих продуктов;
- белки плазмы крови, альбумины, альфа1-, альфа2-, бета-, гамма-глобулины, белки "острой фазы", гипо-, гипер-, диспротеинемии, парапротеинемии, иммунодефицитные состояния, клинико-диагностическое определение отдельных белков плазмы крови;
ферменты:
- строение ферментов, кофакторы и коферменты, сущность процесса катализа;
- принципы международной классификации ферментов;
- регуляция ферментативной активности;
- гипо- и гиперферментемии, наследственные и приобретенные энзимопатии;
- энзимодиагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы, печени, поджелудочной железы, костной ткани, мышечной ткани и др. патологии;
- общие принципы определения активности ферментов.
Обмен углеводов:
- метаболизм углеводов, пути превращения глюкозы: переваривание и всасывание, расщепление глюкозы;
- гликолитическая цепь, гликогенолиз, пентофосфатный цикл, окислительное фосфорилирование, образование и расходование энергии АТФ;
- обмен глюкозы, галактозы, фруктозы. Гипо- и гипергликемии.
- регуляция и нарушения обмена гликогена. Гликогенозы. Гликозаминогликаны;
- патохимические основы сахарного диабета, характеристика нарушений обмена веществ при сахарном диабете. Гликозилированный гемоглобин и другие гликозилированные белки. Гипо- и гипергликемические комы при сахарном диабете.
Обмен липидов:
- основные классы липидов: жирные кислоты, триглицериды, холестерин и его эфиры, фосфолипиды;
- усвоение липидов в пищеварительной системе: эмульгирование, переваривание, всасывание липидов;
- транспорт липидов в организме. Роль липопротеидов;
- патология обмена липидов. Гипо- гиперхолестеринемии при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, печени. Роль гормонов в регуляции липидов. Алкоголизм и жировой гепатоз;
- липопротеиды: структура и функция липопротеидов. Апопротеиды. Классификация липопротеидов крови человека. Изменения спектра липопротеидов при различных заболеваниях;
- дислипопротеидемия, классификация гиперлипопротеидемий. Семейные гиперлипопротеидемии;
- атеросклероз.
Гормоны:
- гормоны: химическая природа и биологическое действие. Взаимодействие гормонов с рецепторами клеток. Внутриклеточные посредники гормонов;
- действие гормонов гипотоламо-гипофизарной системы, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез;
- взаимосвязь гормонов гипофиза и гипоталамуса. Гипо- и гиперпродукция гормонов гипотоламо-гипофизарной системы. Гипо- и гиперфункция щитовидной железы. Первичный и вторичный гиперпаратиреоз. Нарушения функции эндокринной части поджелудочной железы. Гипо- и гиперфункция мозгового слоя надпочечников. Феохромоцитома;
- гипо- и гиперфункция коры надпочечников. Острая и хроническая надпочечниковая недостаточность. Лабораторные методы определения глюкокортикоидов и минералокортикоидов. Гипо- и гиперфункция половых желез, связь половых желез с гипотоламо-гипофизарной системой. Определение эстрогенов и андрогенов. Использование ИФА и радиоиммунологического анализа для характеристики гормонального профиля больных.
Водно-минеральный обмен:
- водный обмен, регуляция водного обмена;
- патология водного обмена, определения водных пространств при сердечно-сосудистых заболеваниях, болезнях почек, печени, желудочно-кишечного тракта, эндокринной, мышечной систем;
- минеральный обмен, физиологическая роль ионов;
- распределение в организме, регуляция обмена ионов.
- концентрация и активность ионов, общее содержание и ионизированный Са и Mg;
- особенности обмена железа, содержание его в организме, процессы всасывания;
- транспортные и депонированные формы железа, роль трансферрина, ферритина, гемосидерина. Лабораторная диагностика абсолютного и относительного дефицита железа. Гемохроматоз, лабораторная диагностика.
Кислотно-основное состояние (КОС):
- характеристика кислот и оснований, буферные системы крови;
- физиологические системы регуляции системы КОС;
- показатели КОС в норме и патологии;
- формы нарушений: ацидозы, алкалозы, виды нарушений: респираторные, метаболические. Динамика лабораторных показателей.
Обмен гемоглобина:
- формы гемоглобина, нормальные, фетальные, аномальные, нестабильные гемоглобины. Гемоглобинопатии, талассемии. Продукты превращения гемоглобина (HbCO, Met Hb). Лабораторные показатели нарушений обмена гемоглобина.
Обмен порфиринов и желчных пигментов:
- порфирины: структура, функция, биологическая роль;
- нарушение обмена порфиринов: порфирии, порфинурии, лабораторная диагностика эритропоэтических и печеночных порфирий;
- образование желчных пигментов, конъюгированный и неконъюгированный билирубин;
- обмен стеркобилиногена и уробилиногена;
- патология обмена желчных пигментов, лабораторные показатели обмена желчных пигментов, лабораторно-дифференциальная диагностика желтух.
Коагулология:
- сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, тканевые факторы свертывания, факторы форменных элементов крови, их роль в свертывании крови;
- плазменный гемостаз, факторы свертывания плазмы и их биологическое действие, каскадный механизм активации плазменных факторов, основные этапы превращения фибриногена в фибрин;
- антикоагулянты, фибринолитическая система и ее биологическая функция;
- продукты деградации фибрина, их биологическое действие;
- регуляция гемостаза, взаимодействие факторов сосудистой стенки, тромбоцитов, плазменной, фибринолитической, кининовой систем, системы комплемента;
- нарушение системы гемостаза, гемофилии, тромбоцитопатии, тромбоцитопении, тромбозы;
- контроль за антикоагулянтной терапией;
- лабораторные показатели при ДВС-синдроме и тромбоэмболических состояниях;
- особенности коагулограммы при гиперкоагуляции, гипокоагуляции.
По гематологическим исследованиям:
- учение о кроветворении. Теория кроветворения. Регуляция гемопоэза;
- эритропоэз нормобластический, мегалобластический;
- морфологическая и функциональная характеристика эритроцитов. Эритроцитозы, эритроцитопении, эритроцитопатии;
- обмен гемоглобина, обмен витамина В 12, фолиевой кислоты;
- лейкопоэз; морфологическая и функциональная характеристика лейкоцитов. Лейкоцитозы, лейкопении. Цитохимическая характеристика лейкоцитов;
- показатели внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;
- тромбоцитопоэз, морфология и функция мегакариоцитов и тромбоцитов, тромбоцитопении, тромбоцитозы, тромбоцитопатии;
- костный мозг: морфологическая и функциональная характеристика клеток, нормальные показатели клеточного состава костного мозга;
- лейкозы: классификация, патогенез;
- острые лейкозы, клинико-гематологические показатели различных форм лейкозов, хронические миелоидные лейкозы; клинико-гематологические особенности различных форм, лабораторные показатели начальной, развернутой и терминальной стадий;
- хронические лейкозы лимфоидной ткани; клинико-гематологические, биохимические и иммунологические особенности различных форм и вариантов;
- анемии: классификация;
- клинико-лабораторная характеристика постгеморрагических анемий, особенности обмена железа;
- клинико-лабораторная характеристика анемий, обусловленных дефицитом витамина В 12 и фолиевой кислоты;
- Гемолитические анемии (эритроцитопатии, гемоглобинопатии, энзимопатии эритроцитов, иммунные и аутоиммунные), клинико-лабораторная характеристика различных форм анемий;
- апластические анемии, этиология, патогенез. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в зависимости от стадий заболевания;
- агранулоцитозы (иммунный, миелотоксический). Этиология и патогенез. Клинико-гематологические показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в разные стадии заболевания и процессе лечения. Дифференциальная диагностика с острыми лейкозами и другими заболеваниями кроветворной системы;
- геморрагические диатезы, этиология, патогенез, классификация. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга, коагулограмм. Клинико-диагностическое значение исследования гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике геморрагических диатезов;
- изменение крови и костного мозга при различных патологических состояниях. Клинико-лабораторные показатели при инфекционном мононуклеозе, малосимптомном инфекционном лимфоцитозе, вирусных, паразитарных заболеваниях, туберкулезе, хирургических (острых и хронических) и онкологических заболеваниях;
- лучевая болезнь, патогенез и клиника острой лучевой болезни. Клинико-лабораторные показатели начального периода, периода выраженных явлений, периода восстановления.
По общеклиническим исследованиям:
- строение и функции органов дыхания. Заболевания органов дыхания. Способы получения биоматериала при бронхоскопии, пункции легкого и приготовления препаратов для лабораторного исследования. Правила сбора мокроты, исследование физических, химических свойств мокроты. Морфологическое и бактериоскопическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов при туберкулезе, воспалительных процессах, бронхиальной астме, пневмокониозах, гистоплазмозе, муковисцидозе. Клинико-диагностическое исследование результатов исследования;
- строение и функция органов пищеварения. Заболевание органов пищеварительной системы. Основные функции желудка (кислото-, ферменто- и белковообразующая). Способы получения и использования желудочного сока, дуоденального содержимого, кишечного отделяемого. Методы фракционного желудочного зондирования. Исследование дуоденального содержимого для определения желчеобразовательной функции. Физические и химические свойства желчи, значение микроскопического исследования;
- копрологическое исследование, условие получения материала, основные копрологические синдромы. Физические и химические свойства кала. Диагностическое значение микроскопического исследования кала. Техника приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования, проведения микрохимических реакций для дифференциальной диагностики расщепленного жира: особенности окраски капель жирных кислот и нейтрального жира, окраски нерасщепленного и частично расщепленного крахмала и йодофильной флоры;
- строение и функция отделов мочевыделительной и мочеобразовательной системы. Заболевания органов мочевыделительной и мочеобразовательной системы (патогенез, классификация). Получение материала для исследования органов мочевыделительной системы;
- физические свойства мочи, химические исследования мочи. Принципы методов обнаружения и определения белка, клиническое значение. Принципы методов обнаружения и определения в моче глюкозы и др. сахаров, клиническое значение. Клиническое значение кетонурии. Принципы методов обнаружения кетоновых тел;
- клиническое значение билирубинурии, принцип методов обнаружения билирубина в моче. Клиническое значение наличия желчных кислот и уробилиновых тел в моче, принцип методов их обнаружения. Клиническое значение гематурии, гемоглобинурии, гемосидеринурии. Принципы методов определения и клиническое значение индиканурии, меланурии, бактериурии;
- микроскопия осадка, принцип отбора мочи для центрифугирования. Морфология эпителия мочевыводящих путей, эритроцитов, лейкоцитов в норме и при патологии. Цилиндры, строение кристаллов кислых, щелочных и амфотерных солей. Клинико-диагностическое значение лейкоцитурии, цилиндроурии, почечного эпителия и его жировой дистрофии, переходного эпителия, солевого осадка. Принцип отбора мочи для центрифугирования при применении количественного исследования клеточных элементов мочи и цилиндров в камере. Принцип работы с камерой;
- строение и функции центральной нервной системы (оболочек мозга и спинномозгового канала). Получение биоматериала. Определение физических и химических свойств спинномозговой жидкости, морфология клеточных элементов. Клинико-диагностическое значение исследования ликвора;
- строение и функции серозных оболочек: синовиальной, перикарда, плевры, брюшины. Получение материала из серозных полостей. Определение свойств выпотных жидкостей (физических и химических). Морфология клеточного состава при туберкулезе, воспалении, застойных выпотах. Клинико-диагностическое значение исследования;
- строение и функции женских половых органов. Получение материала при заболевании женских половых органов методом аспирации из полости матки, цервикального канала, влагалища. Определение в вагинальном отделяемом степени чистоты, трихомонад, гонококков, дрожжеподобных грибков, элементов воспаления. Клинико-диагностическое значение результатов исследования;
- строение и функции мужских половых органов. Получение материала при заболеваниях мужских половых органов. Морфологическое исследование клеточного состава сока предстательной железы и семенной жидкости. Клиническое значение результатов исследования.
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельминтов;
- особенности дифференциальной диагностики различных видов гельминтов и их яиц;
- паразиты малярии, вид, стадии развития;
- морфология малярийных паразитов;
- возбудители заболеваний: венерических, грибковых, кожных;
- простейшие - вид, стадии развития, морфология;
- заболевания, вызванные простейшими;
- дифференциальная диагностика паразитов.
По цитологическим исследованиям:
- клетки. Ткани. Краткие сведения об особенностях строения и функции различных тканей;
- морфологическую картину острого и хронического воспалительного процесса, в том числе гранулематозного;
- элементы грануляционной ткани;
- основные признаки пролиферации, метаплазии и других фоновых процессов;
- особенности предраковых состояний, понятие о дисплазии;
- особенности опухолевых поражений;
- особенности метастазирования различных опухолей;
- особенности и возможности дифференциальной диагностики опухолей различной локализации.
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета;
- антиген-неспецифические факторы иммунной реактивности организма;
- фагоцитарная система;
- естественные киллерные клетки;
- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты;
- структура и функция лимфоидной системы;
- Т- и В-клеточная система иммунитета;
- антигены и иммуногены;
- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;
- гормоны и цитокины иммунного ответа;
- регуляция иммунной системы;
- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;
- онтогенез иммунной системы;
- изоантигены системы крови и антитела к клеткам крови;
- врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;
- иммунная система при инфекциях;
- аллергия и атопические заболевания;
- методы оценки иммунного статуса;
- лабораторные методы исследования иммунной системы: исследование антиген-неспецифического клеточного и гуморального иммунитета, исследование Т- и В-лимфоцитов и продуктов их жизнедеятельности.
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики;
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;
- гены и признаки;
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;
- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.
3. Знания смежных дисциплин
- современные методы обследования больного;
- организация и объем первой врачебной медицинской помощи в военно-полевых условиях, при массовых поражениях населения и катастрофах;
- основы первичной реанимации;
- основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора.
4. Умения
По общим вопросам диагностической работы:
- оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении молнией, электрическим током;
- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения, разработать мероприятия по улучшению качества работы;
- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований;
- организовать работу среднего медицинского персонала;
- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях);
- работать с контрольным материалом - сывороткой крови, клеточной суспензией, мазками и др.;
- оценить результаты исследования и сформулировать заключение (поставить лабораторный диагноз);
- определить необходимость дополнительного обследования больного;
- оформить документацию, предусмотренную директивными документами МЗ РФ;
- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.
По биохимическим исследованиям:
- получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для исследования;
- приготовить реактивы;
- обработать химическую посуду;
- построить калибровочные кривые;
- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.);
- подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры;
- производить необходимые расчеты;
- выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, изменения водно-минерального, кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.;
- определить последовательность биохимических исследований;
- оценивать результаты биохимических исследований;
- проводить контроль качества лабораторных исследований;
- составить программу лабораторной диагностики и дифференциации для больных при плановом обследовании и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.);
- определить клинико-диагностическое значение результатов биохимических исследований;
- владеть методами ориентировочной и расширенной коагулограммы;
- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена;
- диагностировать коагулопатии;
- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей.
По гематологическим исследованиям:
- взять материал для химического и микроскопического исследования, приготовить, фиксировать и окрасить гематологические препараты;
- идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты, сфероциты, микроциты, мегалоциты и другие формы эритроцитов. Идентифицировать гипохромию, гиперхромию, анизоцитоз, пойкилоцитоз. Обнаружить в окрашенных мазках включения в эритроциты: базофильной пунктации, телец Жолли, колец Кебота. Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую субстанцию в ретикулоцитах. Оценить результаты, дать заключение;
- идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды лейкоцитов. Провести подсчет лейкоцитарной формулы. Дифференцировать элементы эритро- и лейкопоэза в мазках костного мозга;
- дать морфологическую характеристику изменений эритроцитов (микросфероциты, эллиптоциты, овалоциты, стоматоциты, акантоциты, мишеневидные эритроциты), посчитать миелограмму, оценивать результаты;
- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических лейкозах, оценить полученные результаты;
- провести исследование гемо- и миелограммы при анемиях, оценить полученные результаты;
- исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов мегакариоцитарного костного мозга и морфологию тромбоцитов в крови. Оценить показатели гемопоэза;
- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических инфекционных, опухолевых и других заболеваниях;
- провести исследование гемо- и миелограммы при лучевой болезни, оценить полученные результаты;
- определить критерии эффективности лечения гематологических заболеваний;
- диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе.
По общеклиническим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- описать свойства мокроты, обнаружить патологические примеси в мокроте. Приготовить и микроскопировать негативный препарат. Микроскопия окрашенных препаратов, идентификация клеточных элементов, микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные результаты;
- описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной соляной кислоты, общей кислотности желудочного сока, определить пепсин с помощью беззондовых методов. Оценить полученные результаты:
- описать патологические признаки дуоденального содержимого, определить количество выделившейся желчи в разные фазы при фракционном дуоденальном зондировании. Определить относительную плотность, концентрацию, рН желчи. Микроскопировать дуоденальное содержимое; приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллов (соли). Провести микрохимические реакции для дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот. Выявить лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные результаты;
- описать патологические элементы в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию кала (рН), диагностировать скрытое кровотечение, скрытое воспаление, обнаружить стеркобилин и билирубин. Оценить полученные результаты;
- описать патологические элементы мочи, определить относительную плотность, рН мочи, измерять в моче количество белка, обнаружить белок Бенс-Джонса. Определить в моче количество глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, билирубин, желчные кислоты, уробилиноген, эритроциты, гемоглобин, индикан, дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточные элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в осадке дрожжевые клетки и мицелии, в окрашенных препаратах - туберкулезные микобактерии. Оценить полученные результаты;
- описать патологические признаки спинномозговой жидкости. Дифференцировать клеточные элементы в счетной камере; микроскопировать окрашенные препараты. Оценить полученные результаты;
- описать патологические признаки транссудатов и экссудатов. Поставить пробу Ривальта, определить количество белка, микроскопировать нативные препараты, дифференцировать клеточные элементы в окрашенных препаратах. Оценить полученные результаты;
- описать патологические признаки семенной жидкости. Микроскопировать нативные и окрашенные препараты, определить количество и подвижность сперматозоидов. Определить флору. Оценить полученные результаты.
По цитологическим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- диагностировать по клеточным элементам острый и хронический воспалительный, в том числе гранулематозный, процессы;
- дифференцировать элементы грануляционной ткани;
- дифференцировать пролиферацию, метаплазию и другие фоновые процессы;
- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).
По иммунологическим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- определить группу крови и резус-фактор;
- проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях;
- определить иммунный статус организма;
- определить клеточный и гуморальный иммунитет;
- проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях.
По медико-генетическим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- провести диагностику по половому хроматину;
- определить Х и Y хромосомы;
- исследовать кариотип;
- культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа;
- приготовить препараты культуры лимфоцитов.
5. Манипуляции
- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца);
- остановка кровотечения;
- взятие капиллярной крови для лабораторного анализа.
Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.ВЯЛКОВ
Источник - Приказ Минздрава России от 25.12.1997 № 380