ekspertnoe-zaklyuchenie-po-rezultatam-nezavisimoy-ekspertizy
Приложение
Утверждена Приказом
Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 апреля 2009 г. N 113
Форма
Экспертное заключение по результатам независимой экспертизы
проекта федерального государственного образовательного стандарта
_____________________________________, N ______________________,
наименование уровня образования, регистрационный номер
ступени <1>, направления
подготовки <2>, специальности <3>,
профессии <4>
представленного ____________________________________________
наименование организации разработчика или
заказчика проекта федерального
государственного образовательного стандарта
Результаты экспертизы
методологического аппарата проекта федерального
государственного образовательного стандарта
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание <6>
|
1.1. Указаны уровень образования; ступень <1>; направление подготовки <2>; специальность <3>; профессия <4>, по отношению к которым применяется данный федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС)
|
нет
|
да
|
X
|
|
1.2. Представлено структурированное содержание ФГОС (перечень всех разделов)
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу: ____________________ Дата: "__" ___________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание <6>
|
1.3. Полно представлены расшифровки применяемых в тексте ФГОС обозначений и сокращений, в достаточной степени подробно даны разъяснения понятий, используемых терминов
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
1.4. Перечень групп пользователей ФГОС представлен полно, соотнесен с целями применения ФГОС
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
1.5. Полно и в достаточной степени подробно представлен перечень методических и иных документов, разработка которых необходима для реализации данного ФГОС
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
1.6. Полно и в достаточной степени подробно представлен перечень нормативных правовых актов, методических и иных документов, при разработке которых в последующем следует опираться на данный ФГОС
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
1.7. Возрастные особенности обучающихся <1>, характеристики профессиональной деятельности выпускника <7>:
|
|
|
1.7.1) представлены полно и в достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
1.7.2) отвечают современным представлениям
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
1.7.3) соответствуют требованиям работодателей <7>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу: ____________________ Дата: "__" ___________ 20__ г.
Результаты экспертизы основных разделов проекта ФГОС
Результаты экспертизы требований к результатам освоения
основных образовательных программ
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание <6>
|
Требования к результатам освоения основных образовательных программ (далее - результаты):
|
|
2.1. представлены с достаточной степенью детализации и полноты
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
2.2. обеспечивают ясное описание и характеристику результатов, их четкое структурирование по видам
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
2.3. обеспечивают соответствие результатов характеристикам современного образования и перспективным задачам системы образования в Российской Федерации
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
2.4. обеспечивают соответствие результатов возрастным особенностям и возможностям обучающихся <1>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
2.5. обеспечивают соответствие результатов современным характеристикам профессиональной деятельности <7>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
2.6. обеспечивают возможность достоверного подтверждения достижения всех видов результатов
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
2.7. могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
Замечания и предложения по разделу <8> "Требования к результатам освоения основных образовательных программ":
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу: ____________________ Дата: "__" ___________ 20__ г.
Результаты экспертизы требований к структуре
основных образовательных программ
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание <6>
|
3.1. Требования к структуре основных образовательных программ:
|
|
3.1.1) представлены с достаточной степенью детализации и полноты
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
3.1.2) соответствуют законодательству Российской Федерации
|
нет
|
да
|
X
|
|
3.1.3) отвечают характеристикам современного образования
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
3.2. Соотношение обязательной части основных образовательных программ и части, формируемой участниками образовательного процесса:
|
|
3.2.1) соответствует возрастным особенностям и возможностям обучающихся <1>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
3.2.2) отвечает характеристикам современного образования
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
3.2.3) обеспечивает возможности для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
3.2.4) обеспечивает удовлетворение потребностей работодателей <7>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
3.3. Соотношение объемов частей основных образовательных программ:
|
|
3.3.1) отвечает характеристикам современного образования
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу: ____________________ Дата: "__" ___________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание <6>
|
3.3.2) соответствует возрастным особенностям и возможностям обучающихся <1>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
3.3.3) соответствует современным характеристикам профессиональной деятельности <7>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
3.3.4) обеспечивает возможности для выполнения заявленных требований к результатам
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
3.3.5) может быть реализовано в системе образования Российской Федерации
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
Замечания и предложения по разделу <8> "Требования к структуре основных образовательных программ":
|
Результаты экспертизы требований к условиям реализации
основных образовательных программ
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание <6>
|
4.1. Требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ:
|
|
4.1.1) представлены полно и в достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.1.2) соответствуют законодательству Российской Федерации
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.1.3) отвечают характеристикам современного образования
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.1.4) обеспечивают необходимое качество и
|
нет
|
скорее
|
скорее
|
да
|
экспертная оценка
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу: ____________________ Дата: "__" ___________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание <6>
|
постоянное совершенствование профессиональной деятельности работников образовательного учреждения
|
|
нет
|
да
|
|
отсутствует
|
|
4.1.5) могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.2. Требования к финансовым условиям реализации основных образовательных программ:
|
|
4.2.1) представлены полно и в достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.2.2) соответствуют законодательству Российской Федерации
|
нет
|
да
|
X
|
|
4.2.3) отвечают характеристикам современного образования
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.2.4) обеспечивают необходимое качество реализации основных образовательных программ и эффективно стимулируют его повышение
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.2.5) могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.3. Требования к материально- техническим условиям реализации основных образовательных программ:
|
|
4.3.1) представлены полно и в достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.3.2) отвечают характеристикам современного образования
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу: ____________________ Дата: "__" ___________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание <6>
|
4.3.3) соответствуют возрастным особенностям и возможностям обучающихся <1>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.3.4) соответствуют современным характеристикам профессиональной деятельности <7>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.3.5) позволяют обеспечить реализацию современных образовательных и иных потребностей и возможностей обучающихся (по жизнеобеспечению и безопасности, сохранению и укреплению здоровья, развитию профессионального, социального и творческого опыта обучающихся и другим)
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.3.6) могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
Требования к иным условиям реализации основных образовательных программ
|
4.4. Требования к использованию современных информационных и коммуникационных технологий при реализации основных образовательных программ:
|
|
4.4.1) представлены полно и в достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.4.2) отвечают характеристикам современного образования
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.4.3) отвечают возрастным особенностям и возможностям обучающихся <1>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.4.4) соответствуют современным характеристикам профессиональной деятельности <7>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу: ____________________ Дата: "__" ___________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание <6>
|
4.4.5) соответствуют современному уровню и позволяют учитывать перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.4.6) могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.5. Требования к учебно- методическому и информационному обеспечению реализации основных образовательных программ:
|
|
4.5.1) представлены полно и в достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.5.2) отвечают характеристикам современного образования
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.5.3) отвечают возрастным особенностям и возможностям обучающихся <1>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.5.4) соответствуют современным характеристикам профессиональной деятельности <7>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.5.5) соответствуют современному уровню и учитывают перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.5.6) могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.6. Требования к организации учебной и производственной практик <7>:
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу: ____________________ Дата: "__" ___________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание <6>
|
4.6.1) представлены полно и в достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.6.2) соответствуют современным характеристикам профессиональной деятельности
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.6.3) отвечают характеристикам современного образования
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.6.4) обеспечивают освоение компетенций на рабочем месте
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.6.5) могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации (в том числе на основе договоров, заключаемых с организациями)
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.7. Требования к организации оценки качества освоения основных образовательных программ:
|
|
4.7.1) представлены полно и в достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.7.2) отвечают характеристикам современного образования
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.7.3) отвечают возрастным особенностям и возможностям обучающихся <1>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.7.4) соответствуют современным характеристикам профессиональной деятельности <7>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.7.5) обеспечивают оценку выполнения заявленных требований к результатам на основе четкой системы критериев
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу: ____________________ Дата: "__" ___________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание <6>
|
4.7.6) могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.8. Требования к организации управления реализацией основных образовательных программ в образовательном учреждении:
|
|
4.8.1) представлены полно и в достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.8.2) отвечают характеристикам современного образования
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.8.3) обеспечивают общественное участие (и участие работодателей <7>) в разработке, реализации и управлении реализацией основных образовательных программ
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.8.4) в полной мере обеспечивают учет интересов и потребностей участников образовательного процесса при формировании и реализации основных образовательных программ
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
4.8.5) могут быть реализованы в системе образования Российской Федерации
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
Замечания и предложения по разделу <8> "Требования к условиям реализации основных образовательных программ":
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу: ____________________ Дата: "__" ___________ 20__ г.
Результаты экспертизы проекта ФГОС в целом
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание <6>
|
5.1. Представленный проект ФГОС в целом:
|
|
5.1.1) соответствует нормативным срокам освоения основных образовательных программ данного уровня образования; ступени <1>; направления подготовки <2>; специальности <3>; профессии <4>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
5.1.2) соответствует возрастным особенностям и возможностям обучающихся <1>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
5.1.3) соответствует современным характеристикам профессиональной деятельности <7>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
5.1.4) соответствует профессиональным стандартам данных профессий, специальностей (при наличии таких стандартов) <7>
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
5.1.5) соответствует законодательству Российской Федерации
|
нет
|
да
|
X
|
|
5.1.6) отвечает характеристикам современного образования и перспективным задачам образования в Российской Федерации
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
5.1.7) может быть реализован в системе образования Российской Федерации
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
5.2. Полно представлена информация о разработке представленного проекта ФГОС:
|
|
5.2.1) об организациях, которые приняли участие в разработке
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу: ____________________ Дата: "__" ___________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание <6>
|
5.2.2) об организации, результатах обсуждения, апробации проекта и его отдельных элементов
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
5.3. Текст представленного проекта ФГОС аккуратно оформлен, соответствует правилам русской орфографии и пунктуации
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
5.4. Общее экспертное мнение о проекте:
|
|
5.4.1) может быть рекомендован к утверждению
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
5.4.2) следует рекомендовать к отклонению
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
5.4.3) следует рекомендовать к доработке
|
нет
|
скорее нет
|
скорее да
|
да
|
экспертная оценка отсутствует
|
|
Рекомендации по доработке <9>:
|
Полное наименование организации, проводившей экспертизу: __________________
Реквизиты организации, проводившей экспертизу: ____________________________
место нахождения, ИНН
_________________________________________________ ___________ _____________
Должность руководителя организации, проводившей Подпись Фамилия И.О.
экспертизу, или уполномоченного им лица
с указанием реквизитов документа,
подтверждающего переданные полномочия Место печати организации
--------------------------------
<1> Заполняется при проведении независимой экспертизы проекта
федерального государственного образовательного стандарта общего
образования.
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу: ____________________ Дата: "__" ___________ 20__ г.
<2> Заполняется при проведении независимой экспертизы проекта
федерального государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования - бакалавриат или магистратура.
<3> Заполняется при проведении независимой экспертизы проекта
федерального государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования - подготовка специалиста и среднего
профессионального образования.
<4> Заполняется при проведении независимой экспертизы проекта
федерального государственного образовательного стандарта начального
профессионального образования.
<5> По каждой позиции для экспертной оценки отмечается соответствующий
ответ, все позиции для экспертной оценки обязательны для заполнения.
<6> В столбце "Примечание" указываются обоснования экспертной оценки
при их наличии.
<7> Заполняется при проведении независимой экспертизы проекта
федерального государственного образовательного стандарта профессионального
образования.
<8> В графу "Замечания и предложения по разделу" при наличии вносятся
замечания и предложения организации, проводившей независимую экспертизу
проекта федерального государственного образовательного стандарта.
<9> В графу "Рекомендации по доработке" при наличии вносятся
рекомендации организации, проводившей независимую экспертизу проекта
федерального государственного образовательного стандарта.
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу: ____________________ Дата: "__" ___________ 20__ г.