blanki-zdravoohranenie-Primernaya_forma_protokola_kompleksnogo_kliniko-nutriciologicheskogo_issledovaniya_pischevyh_produkt
Примерная форма протокола комплексного клинико-нутрициологического исследования пищевых продуктов, предназначенных для использования в питании детей и подростков
________________________________________________________________________________
Приложение 6
к Инструкции по проведению
медико-биологической оценки
возможности использования пищевых
продуктов в питании детей и
подростков в организованных коллективах
(рекомендуемое)
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПРОТОКОЛА КОМПЛЕКСНОГО КЛИНИКО-НУТРИЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
УТВЕРЖДАЮ
__________________________
__________________________
(наименование организации)
"___" ___________ 200__ г.
_________________________________________
(должность, Ф.И.О. и подпись руководителя)
ПРОТОКОЛ N _____________
КОМПЛЕКСНОГО (КЛИНИКО-) НУТРИЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ
ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Основания для проведения комплексного (клинико-)
нутрициологического исследования _________________________________
__________________________________________________________________
(наименование и юридический адрес заказчика работ по медико-
_________________________________________________________________.
биологической оценке, N договора или регистрационный N заявки)
Нормативно-методическая документация на методы гигиенической,
нутрициологической оценки, нутрициологических и иных исследований,
оценок, испытаний и т.п. _________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Представленная документация: __________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
I. Предварительная гигиеническая оценка пищевого продукта
Характеристика исследуемого пищевого продукта.
Наименование пищевого продукта: _______________________________
_____________________.
Предприятие-изготовитель: ____________________________________.
Нормативная и техническая документация на продукт _____________
_____________________.
Наличие и реквизиты документов, подтверждающих качество и
безопасность продуктов: __________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Продукт представляет собой ____________________________________
_________________________________________________________________.
Данные о составе:______________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Используемое при производстве продукта сырье (виды, поставщики,
изготовители сырья, полуфабрикаты, используемые в производстве):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Используемые в производстве пищевые добавки (изготовитель,
поставщик, наименования, область применения) _____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Все ингредиенты разрешены для использования в питании населения
РФ.
Наличие гигиенических (санитарно-эпидемиологических) заключений
(сертификатов), сертификатов соответствия, ветеринарных
свидетельств на сырье и материалы, готовую продукцию _____________
_________________________________________________________________.
Наличие удостоверений качества и спецификаций изготовителя на
применяемое сырье и пищевые добавки ______________________________
______________________.
Пищевая и энергетическая ценность продукции (на 100 г) в
соответствии с маркировкой, документацией (подчеркнуть):
-----------------------------------------------------------------
¦Наименование ¦Белки, г¦Жиры, г¦Углеводы, г¦Калорийность, ккал¦
¦(вид) продукта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------+-------+-----------+------------------+
+----------------+--------+-------+-----------+------------------+
+----------------+--------+-------+-----------+------------------+
+----------------+--------+-------+-----------+------------------+
----------------+--------+-------+-----------+-------------------
Оценка пищевой ценности: ______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Результаты дополнительных лабораторных исследований пищевого
продукта: ________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Другие показатели или свойства пищевого продукта ______________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Результаты гигиенической оценки условий производства
(документы, подтверждающие соответствие условий производства
требованиям санитарных правил): __________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Предполагаемая область применения пищевого продукта (ненужное
зачеркнуть):
а) использование в питании здоровых детей в возрастных группах
до 1 года, 1-3 года, 3-6 лет, 7-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет;
б) использование в питании больных детей в возрастных группах
-1 года, 1-3 года, 3-6 лет, 7-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет с
заболеваниями и функциональными отклонениями (указать какими) ____
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________;
б) включение в основной рацион питания в основной прием пищи (в
составе завтраков, обедов, полдников, ужинов), включение в рацион
питания детей в лечебно-профилактическом учреждении; свободная
продажа продукта в буфете (с барных стоек) образовательного
учреждения, иное _________________________________________________
_________________________________________________________________;
в) кулинарная обработка продукта может проводиться на базовом
предприятии дошкольного, школьного питания, в столовой-
доготовочной, производственном помещении буфета-раздаточной
образовательного учреждения, иное _______________________________.
Результаты органолептической оценки.
Состав комиссии: ______________________________________________
_________________________________________________________________.
Оценки по 5-балльной шкале:
баллов ______ , 1 балл ______, 2 балла ______, 3 балла ______, 4
балла ______, 5 баллов ______.
Средняя оценка ____. Замечания: _______________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Предложения по внесению изменений в технологическую
документацию, рецептуры: _________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Результаты оценки упаковки и потребительской этикетки: ________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Предварительное заключение о возможности проведения натурных
нутрициологических (клинико-нутрициологических) исследований в
детском коллективе:
Пищевой продукт допускается, не допускается (ненужное
зачеркнуть) для проведения натурных клинико-нутрициологических
исследований в детском коллективе в возрастных группах 0-1 года,
-3 года, 3-6 лет, 7-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет (ненужное
зачеркнуть) при условии __________________________________________
_________________________________________________________________.
II. (Клинико-) нутрициологическое исследование
Состав группы испытуемых:
------------------------------------------------------------------
¦Возраст ¦Количество детей¦Состояние здоровья ¦
+---------+----------------+-------------------------------------+
¦До 1 года¦ ¦ ¦
+---------+----------------+-------------------------------------+
¦1-3 года ¦ ¦ ¦
+---------+----------------+-------------------------------------+
¦4-6 лет ¦ ¦ ¦
+---------+----------------+-------------------------------------+
¦7-10 лет ¦ ¦ ¦
+---------+----------------+-------------------------------------+
¦11-14 лет¦ ¦ ¦
+---------+----------------+-------------------------------------+
¦15-17 лет¦ ¦ ¦
---------+----------------+--------------------------------------
Данные о наличии и состав контрольной группы: _________________
_________________________________________________________________.
Схема включения продукта в рацион испытуемых:
------------------------------------------------------------------
¦Возраст ¦Состояние ¦Количество¦Кулинарная¦Кратность¦Условия ¦
¦детей ¦здоровья ¦продукта ¦обработка ¦включения¦использо- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦в рацион ¦вания ¦
+---------+-----------+----------+----------+---------+----------+
¦До 1 года¦Здоровые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+----------+----------+---------+----------+
¦1-3 года ¦Здоровые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+----------+----------+---------+----------+
¦4-6 лет ¦Здоровые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+----------+----------+---------+----------+
¦7-10 лет ¦Здоровые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+----------+----------+---------+----------+
¦11-14 лет¦Здоровые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+----------+----------+---------+----------+
¦15-17 лет¦Здоровые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-----------+----------+----------+---------+----------+
¦ ¦Больные <*>¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---------+-----------+----------+----------+---------+-----------
-----------------------------------
<*> Указать возраст и вид патологии.
Методы исследования:
а) физиологические ___________________________________________;
б) клинические _______________________________________________;
в) биохимические _____________________________________________;
г) микробиологические ________________________________________;
д) нутрициологические ________________________________________;
е) антропометрические ________________________________________;
ж) другие ____________________________________________________.
Рацион в группе детей за период исследования, количество, кратность и способ применения исследуемого продукта, особенности кулинарной обработки и т.п.:
------------------------------------------------------------------
¦День ¦1-я неделя ¦2-я неделя ¦3-я неделя ¦4-я неделя ¦
¦недели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и прием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пищи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-------------+-------------+-------------+-------------+
¦Пн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-------------+-------------+-------------+-------------+
¦Вт. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-------------+-------------+-------------+-------------+
¦Ср. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-------------+-------------+-------------+-------------+
¦Чт. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-------------+-------------+-------------+-------------+
¦Пт. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-------------+-------------+-------------+-------------+
¦Сб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-------------+-------------+-------------+-------------+
¦Вс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-------------+-------------+-------------+--------------
Результаты наблюдений, исследований в группе испытуемых:
------------------------------------------------------------------
¦Показатели, ¦1-я неделя¦2-я неделя¦3-я неделя¦4-я неделя¦
¦симптомы результаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦клинических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦исследований, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦критерии оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Отношение детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦к продукту, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отказ от приема ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Чувство насыщения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦от приема продукта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Самочувствие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Аппетит ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Состояние кожных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦покровов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Состояние слизистых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Диспепсические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦явления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Стул ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Гематологические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦показатели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Антропометрические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦показатели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Другие показатели, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦симптомы и т.п. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------------------+----------+----------+----------+-----------
Дата завершения исследований "____" ______________ 200__ г.
Руководитель исследования _____________________________________
(должность, Ф.И.О. и подпись)
III. Экспертное заключение
Оценка результатов исследований: ______________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Заключение о возможности использования в питании детей и
подростков:
Пищевой продукт _______________________________________________
(наименование, предприятие-изготовитель,
__________________________________________________________________
упаковка и т.п.)
рекомендуется, допускается, не допускается (ненужное зачеркнуть)
для использования в питании детей и подростков в организованных
коллективах. Рекомендуемая область применения пищевых продуктов
в питании детей и подростков (ненужное зачеркнуть):
а) использование в питании здоровых детей в возрастных группах
до 1 года, 1-3 года, 3-6 лет, 7-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет;
б) использование в питании больных детей в возрастных группах
-1 года, 1-3 года, 3-6 лет, 7-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет с
заболеваниями и функциональными отклонениями _____________________
_________________________________________________________________.
Условия использования продукта в питании детей и подростков:
а) включение в основной рацион питания в основной прием пищи
(в составе завтраков, обедов, полдников, ужинов), включение в
рацион питания детей в лечебно-профилактическом учреждении;
свободная продажа продукта в буфете (с барной стойки)
образовательного учреждения, иное ________________________________
__________________________;
б) кулинарная обработка продукта может производиться только на
базовом предприятии дошкольного, школьного питания, в столовой-
доготовочной, производственном помещении буфета-раздаточной
образовательного учреждения, иное _______________________________;
в) допустимая периодичность включения продукта в рацион
питания детей и подростков _______________________________________
__________________________;
г) прочие условия _____________________________________________
_________________________________________________________________.
Какие дополнительные исследования, гигиенические и иные оценки,
экспертизы и т.п. эксперт рекомендует провести: __________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Рекомендации, предложения по внесению изменений в техническую
документацию, рецептуры: _________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Особые отметки:________________________________________________
_________________________________________________________________.
"___" _________ 200__ г. Врач-эксперт _________________________
(должность, Ф.И.О.
и подпись)