blanki-avtomobil-Uchetnaya_politika_avtotransportnogo_predpriyatiya_dlya_celej_buhgalterskogo_ucheta_avtotransportnog
Учетная политика автотранспортного предприятия для целей бухгалтерского учета автотранспортного предприятия (примерный образец)
________________________________________________________________________________
Приложение N 1 к Приказу от 28.12.2009 N 01-У
Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет в организации ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008 - 22/2010), применяемыми с учетом правового положения ООО "Автотранс", определенного в гражданском законодательстве, Уставе автомобильного транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ), Федеральном законе от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционой деятельности".
Форма бухгалтерского учета. Информация, содержащаяся в первичных учетных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета по журнально-ордерной форме в электронном виде с использованием программно-прикладного продукта. Основанием для отражения данных в продукте являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также справки бухгалтера по "ручным" операциям, в отношении которых составляется отдельный учетный документ.
Правила документооборота и технология обработки учетной информации. Первичные документы, принимаемые к учету, составляются с применением унифицированных форм документов, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (по учету работ в автомобильном транспорте). Формы утвержденных документов содержатся в Приложении N 3 к Приказу об учетной политике.
Инвентаризация. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризация всего имущества транспортного предприятия проводится в последнем месяце года, а также в иных установленных законодательством случаях.
Система внутреннего контроля. Эта система включает в себя следующие элементы:
- проверка учета транспортных средств, расчетов с поставщиками и покупателями, с прочими дебиторами и кредиторами, контроль активов и обязательств;
- контроль учетной документации и правовых аспектов хозяйственных операций в сфере грузопассажирских перевозок и оказания услуг транспортной экспедиции.
Критерий существенности. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Существенной в грузоперевозках признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет 10% и более. В сфере пассажирских перевозок уровень существенности определяется аналогичным образом и составляет 5% и более, такой же показатель установлен для транспортной экспедиции. Принятые показатели существенности используются при составлении отчетности и выявлении ошибок в отражении перевозок, транспортной экспедиции. Для специфичных ошибок существенность устанавливается в каждом конкретном случае.
Раздельный учет по видам деятельности
В организации ведется раздельный учет доходов и расходов, относящихся к грузовым, пассажирским перевозкам, к транспортной экспедиции. Для раздельного учета расходов и доходов проводятся следующие мероприятия:
- в структуре организации сформированы три подразделения с условными названиями "отдел грузоперевозок", "отдел пассажирских перевозок", "отдел экспедиции";
- определен состав работников, которые заняты в том или ином отделе;
- направление (вид) деятельности (грузопассажирские перевозки или экспедиция) отражено в наименовании должностей сотрудников и в их должностных инструкциях;
- каждый объект имущества организации приказом руководителя распределяется между основными направлениями деятельности. В случае, когда это сделать невозможно, указываются проценты использования между двумя видами деятельности;
- расходы транспортного предприятия также распределяются между двумя видами деятельности;
- любые иные виды расходов, характер которых не очевиден, распределяются между видами деятельности организации в процентном отношении (в зависимости от размера выручки, получаемой прибыли, от иного выбранной организацией показателя распределения).
Транспортные средства
Критерий отнесения имущества к объектам основных средств. Имущество, в том числе транспортные средства, приобретаемое для ведения деятельности и используемое свыше 12 месяцев, учитывается в составе объектов основных средств, если его стоимость составляет не менее 20 000 руб. В учете ОС отражается на счете 01 в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Раздельный учет основных средств организован в части активов:
- используемых организацией в грузоперевозках;
- используемых в пассажирских перевозках;
- используемых при оказании услуг транспортной экспедиции;
- используемых во всех видах деятельности организации.
Данное разделение позволяет распределить стоимость основных средств для расчета налога на имущество, уплачиваемого по общему налоговому режиму, например, в части транспортной экспедиции или какого-либо вида перевозок, не подпадающего под спецрежим "вмененная система налогообложения", при применении которого налог на имущество не уплачивается.
Формирование первоначальной стоимости ОС. Стоимость объектов, используемых только в не облагаемой НДС деятельности (пассажирских перевозок), включает в себя предъявленный поставщиком налог, который в учете отдельно не показывается. Основные средства, предназначенные для облагаемой (транспортная экспедиция или грузоперевозки), оцениваются в учете без предъявляемого к вычету НДС. Если же основные средства используются в облагаемой и необлагаемой деятельности, то предъявленный налог отражается на субсчете 19-1-1. Далее налог пропорционально по итогам квартала распределяется между субсчетами 19-1-2 (в части необлагаемых операций) и 19-1-3 (в части облагаемых операций). С указанных субсчетов налог соответственно относится на стоимость ОС (Дебет 08 Кредит 19-1-2) и принимается к вычету (Дебет 68-2 Кредит 19-1-3).
Определение сроков полезного использования. Транспортные средства включаются в состав амортизационных групп исходя из сроков полезного использования, способа начисления амортизации и сходных функциональных признаков. По транспортным средствам, которые не указаны в Классификаторе, срок полезного использования определяется исходя из указанного в технической документации авто срока эксплуатации, а при отсутствии таких сведений - исходя из ожидаемого срока полезного использования и получения дохода.
В случае наличия у одного инвентарного объекта нескольких частей, сроки использования которых отличаются более чем на 30% (уровень существенности по срокам использования), данные составляющие учитываются как отдельные инвентарные объекты.
Способ начисления амортизации по объектам ОС:
- линейный;
- списание стоимости пропорционально пробегу автомобиля;
- списание стоимости по сумме лет срока полезного использования;
- способ уменьшаемого остатка.
Учет ремонта объектов ТС. Затраты на ремонт в учете:
- отражаются в отчетном периоде в составе расходов по обычным видам деятельности;
- списываются за счет суммы созданного резерва.
Специальная одежда
Бухгалтерский учет спецодежды, выдаваемой водителям и другим работникам, включает выбор следующих возможных вариантов.
Установление порядка списания стоимости одежды водителей:
- единовременно при вводе в эксплуатацию;
- равномерно в течение срока носки;
- единовременно по завершении срока носки.
Установление срока носки (использования) одежды водителей:
- до года;
- более года.
Определение порядка учета в зависимости от источника финансирования:
- за счет выделенных на эти цели средств ФСС (в корреспонденции со счетом 69);
- за счет увеличения общехозяйственных расходов (в корреспонденции со счетом 26).
Выбранный порядок распространяется на спецобувь и средства защиты водителей, механиков и иных работников.
Учет отдельных видов доходов и расходов
В составе доходов по обычным видам деятельности признаются:
- поступления от грузовых перевозок;
- поступления от пассажирских перевозок;
- денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции;
- вознаграждение посредника, полученное в рамках договора транспортной экспедиции.
В составе прочих доходов выделяются:
- поступления от аренды имущества, которым владеет организация;
- иные доходы, не относящиеся к доходам по обычным видам деятельности.
В составе расходов по обычным видам деятельности признаются:
- затраты, связанные с грузовыми перевозками;
- затраты, связанные с пассажирскими перевозками;
- затраты, связанные с исполнением обязанностей экспедитора.
В составе прочих расходов выделяются:
- затраты по предоставлению имущества организации в аренду;
- иные затраты, не относящиеся к расходам по обычным видам деятельности.
Общехозяйственные расходы. На счете 26 в разрезе трех групп - "грузоперевозки", "пассажирские перевозки", "экспедиция" - ведется аналитический учет по видам затрат многопрофильной организации. На указанном счете отражаются оплата услуг сторонних организаций, амортизационные отчисления, коммунальные платежи, зарплата персонала, страховые взносы, аренда помещений организации и другие косвенные расходы. Они включаются в себестоимость оказываемых услуг пропорционально:
- выручке от оказания услуг;
- прямым расходам, отражаемым на субсчетах, открытых к счету 20;
- заработной плате основного персонала (водителей и экспедиторов);
- иному выбранному показателю, позволяющему распределить расходы для расчета себестоимости грузопассажирских перевозок и услуг транспортной экспедиции.
Расходы водителей и экспедиторов квалифицируются как:
- затраты на служебные поездки лиц, работа которых имеет разъездной характер;
- затраты на командировки сотрудников.
Использование личного имущества работников оплачивается:
- путем выплаты компенсации за использование имущества;
- посредством внесения платы за аренду имущества у сотрудников.