Резолютивная часть решения объявлена 08.04.2019
Решение в полном объеме изготовлено 12.04.2019
Арбитражный суд Самарской области
в составе судьи Ануфриевой А.Э.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зобниной О.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску, заявлению
Акционерного общества «Самарская сетевая компания»
к Обществу с ограниченной ответственностью "ТранснефтьЭлектросетьСервис"
О взыскании 1 278 049 руб. 68 коп.
при участии в заседании
от истца – Кучер А.В. по доверенности от 09.01.2019
от ответчика – Попов М.В. по доверенности от 01.01.2019, Никитин Н.А по
доверенности от 01.01.2019
от третьих лиц
ООО «Энергохолдинг» – Филин А.В. по доверенности от 08.06.2018,
ПАО «Самараэнерго» - Бабкин В.А. по доверенности от 29.12.2018
Департамент Ценового и тарифного регулирования Самарской области - Иванов А.С.
по доверенности от 23,01.2019, Гусев Д.О. по доверенности от 04.04.2019
Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области – не явился, извещен
Установил:
Акционерное общество «Самарская сетевая компания» обратилось в
Арбитражный суд Самарской области с иском к Обществу с ограниченной
ответственностью «ТранснефтьЭлектросетьСервис» о взыскании 1 278 049 руб. 68
коп., в том числе задолженности по договору об оказании услуг по передаче
электрической энергии от 04.10.2012 №090.03-02.12/3834 за период с августа 2017
года по май 2018 года в сумме 1 116 602 руб. 15 коп., пени за период с 21.09.2017 по
15.10.2018 в сумме 161 447 руб. 53 коп.
Определением суда от 04.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
ООО «Энергохолдинг».
Определением суда от 24.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
ПАО «Самараэнерго», Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области
Определением суда от 07.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен
Департамент Ценового и тарифного регулирования Самарской области.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, письменных
пояснениях.
А55-30798/2018 2
Третье лицо ООО «Энергохолдинг» в письменном отзыве и устных объяснениях
поддерживает позицию ответчика, полагает иск не подлежащим удовлетворению.
Третье лицо ПАО «Самараэнерго» представило запрошенные документы,
относительно заявленного иска положилось на усмотрение суда.
Третье лицо Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства
Самарской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило,
ранее заявляло об отсутствии у него полномочий тарифного регулирования, заявил
ходатайствовало о замене стороны на правопреемника Департамент ценового и
тарифного регулирования Самарской области, которое определением от 07.02.2019
отклонено.
Третье лицо Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской
области представило запрошенные судом документы, отзыв с информацией о
тарифном решении в спорном периоде, относительно заявленного иска положилось на
усмотрение суда.
В соответствии с ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о
принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, а
лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные
участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по
рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению
информации о движении дела с использованием любых источников такой информации
и любых средств связи.
Информация о движении дела размещалась на официальном сайте в сети
Интернет.
По правилам ч.1 ст. 122, ч.1 ст. 123, ч.1,ч.5 ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в
отсутствии третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте
судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц,
участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд не находит оснований для
удовлетворения иска по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. «г» п. 41 Правил недискриминационного доступа к
услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, (далее Правила № 861),
потребителями услуг по передаче электрической энергии в отношении между двумя
сетевыми организациями являются обе сетевые организации.
Истец и ответчик, являясь смежными сетевыми организациями, заключили
договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 04.10.2012 № 090.03-
02.12/3834 (далее - Договор). Согласно п. 8.4 Договора его условия применяются к
отношениям сторон, возникшим с 04.10.2012.
Как указывает истец в обоснование иска, что точка поставки «КТП-347
Нефтебаза» не была включена в Договор и отношения сторон по ней не были
урегулированы по причине отказа ответчика.
В п. 15 (3) Правил №861 (в редакции, действовавшей в спорный период)
предусмотрено, что услуги по передаче электрической энергии оплачиваются до 20
числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 6.3 Договора (в редакции дополнительного соглашения № 5 от
19.02.2014) предусмотрено, что при определении стоимости услуг Стороны 1 (АО
«ССК») по настоящему Договору применяется индивидуальный одноставочный тариф
на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными
сетевыми организациями, установленный уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 28.12.2016 №
А55-30798/2018 3
830
«Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области» утверждены тарифы на 2017 год.
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 28.12.2016 №
830
«Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области» с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министерства энергетики и
ЖКХ Самарской области от 03.08.2017 № 224, утверждены тарифы на 2017 год.
Одноставочный индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии
для взаиморасчетов между ответчиком и истцом в период с 01.07.2017 по 31.12.2017
составляет 1,10883 руб./кВт/ч„ а в период с 01.01.2018 по 30.06.2018 составляет
0,97967 руб./кВт/ч.
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 27.12.2017 №
892
«Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями
Самарской области» утверждены тарифы на 2018 год. Одноставочный
индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для
взаиморасчетов между ответчиком и истцом в период с 01.01.2016 по 30.06.2016
составляет 0,97952 руб./кВт/ч„ а в период с 01.07.2016 по 31.12.2016 составляет
1,07008 руб./кВт/ч.
В соответствии с примечанием к вышеуказанным приказам для взаиморасчетов
между сетевыми организациями Самарской области в паре смежных сетевых
организаций, первая организация - плательщик, вторая - получатель платы.
Соответственно, ООО «ТЭС» является плательщиком.
Согласно актам от 31.08.2017, 30.09.2017, 31.10.2017, 30.11.2017, 31.12.2017,
31.01.2018, 28.02.218, 31.03.2018, 30.04.2018, 31.05.2018 об оказании возмездных услуг
по передаче электрической энергии в период с августа 2017 года по май 2018 года
общая стоимость услуг составила сумму 11 932 979 руб. 25 коп.
Ответчик оплатил услуги по передаче электрической энергии с августа 2017
года по май 2018 года на общую сумму 10 816 377 руб. 10 коп. в неоспарваемой части,
и вернул истцу акты об оказании услуг с разногласиями в части объемов по точке
поставки «КТП-347 Нефтебаза». По другим точкам поставки спора между сторонами
нет.
В порядке досудебного урегулирования истец направил ответчику претензии от
03.07.2018 № 9932, от 03.07.2018 № 9935, от 30.08.2018 № 12943, которые остались
без удовлетворения по основаниям изложенным в ответных письмах ООО «ТЭС» от
24.07.2018 № ТЭС-04-01-06/4115 и от 13.09.2018 № ТЭС-04-01-06/5318.
В качестве правового обоснования своих требований истец ссылается на то, что
в силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными
правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество
(приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему
неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное
обогащение).
Истец начислил пени в соответствии пунктом 2 ст. 26 Федерального закона от
26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» за период с 21.09.2017 по 15.10.2018 в
сумме 161 447 руб. 53 коп., исходя из1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, равной 7,5%
годовых.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим
иском.
Возражая против заявленного иска, ответчик указал, что истцом неправомерно
выставлены к оплате объемы по точке присоединения объекта «КТП-347 Нефтебаза»,
по которой истец и ответчик не являются смежными сетевыми организациями. При
А55-30798/2018 4
этом основания для оплаты требований истца отсутствуют в силу того, что
предъявленные в качестве неосновательного обогащения объемы за спорный период
оплачены ответчиком третьему лицу - ООО «ЭНЕРГОХОЛДИНГ» на основании
договора, акта об осуществлении технологического присоединения и приказа об
утверждении индивидуальных тарифов от 03.08.2017 № 224 и от 27.12.2017 № 892. В
подтверждение указанного ответчиком представлены в материалы дела договор от
08.08.2017 № 1/17-13/ТЭС-125.03-02.17, акт об осуществлении технологического
присоединения от 13.09.2017, утвержденные Министерством Энергетики и ЖКХ
Самарской области балансы электроэнергии и мощности по форме П 1.30 и первичная
документация об оплате оказанных услуг в адрес ООО «Энергохолдинг» и АО «ССК»
за спорный период с августа 2017 года по май 2018 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2018, оставленным
без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от
16.10.2018 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.02.2019
установлено, что новая КТП-347, принадлежащая истцу, была установлена взамен
демонтируемой ТП-3 без увеличения номинала трансформатора и изменения точки
присоединения, в связи с чем не требовала нового технологического присоединения.
После ввода в эксплуатацию КТП-347 составлены новые акты разграничения
балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 28.01.2016.
Потребители были переподключены к КТП-347 в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим
в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу,
не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в
котором участвуют те же лица.
Судом установлено, что в соответствии с договором аренды № 1/16-02-ЭХ от
25.11.2016г. (с учетом дополнительных соглашений № 1 от 16.01.17г., № 2 от
07.08.2017г., заключенным между АО «Самаранефтепродукт» (арендодатель) и ООО
«Энергохолдинг» (арендатор) последнему переданы объекты электросетевого
хозяйства в количестве 44 единицы, принадлежащие этому арендодателю на праве
собственности, в том числе ВЛ-бкВ ЛПДС «Сызрань» ф-7 6/0,4кВ (инв. №
0000000055), протяженностью 1,4 км., ВЛ-6кВ ЛПДС «Сызрань» ф-17 6/0,4кВ (инв. №
0000000054), расположенные по адресу Самарская область, г. Сызрань, ул.
Нефтебазная, д. 1.
Договор заключен на срок с момента подписания акта приема- передачи
имущества по 31 декабря 2017 года и считается продленным на очередной
календарный год на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия
ни одной стороной не будет заявлено о его прекращении либо об изменении условий
договора.
Кроме того, между АО «Самаранефтепродукт» (арендодатель) и ООО
«Энергохолдинг» (арендатор) заключен договора аренды от 20.12.2017, согласно
которому электросетевое оборудование ВЛ-бкВ ЛПДС «Сызрань» ф-7 6/0,4кВ (инв. №
0000000055), протяженностью 1,4 км., ВЛ-6кВ ЛПДС «Сызрань» ф-17 6/0,4кВ (инв. №
0000000054), расположенные по адресу Самарская область, г. Сызрань, ул.
Нефтебазная, д. 1, находится в аренде у ООО «Энергохолдинг», на период с
01.01.2018 по 31.12.2020.
Согласно абз. 8 п. 2 «Правил недискриминационного доступа к услугам по
передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861, «сетевые организации»
-
организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном
федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с
использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче
электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое
А55-30798/2018 5
присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок)
юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие
право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с
использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим
собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную
(общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по
передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, потребителями услуг по
передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности
или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или)
объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном
порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка
электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а
также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах
обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 г. - на
условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической
энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии,
обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком).
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на
основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии
(далее - договор).
В соответствии с Приказом Министерства энергетики и жилищно-
коммунального хозяйства Самарской области от 03.08.2017 № 224 ООО
«Энергохолдинг» является сетевой организацией и осуществляет регулируемую
деятельность на территории Самарской области.
Между АО «ССК» и ООО «Энергохолдинг», а также как между ООО «ТЭС» и
ООО «Энергохолдинг» были установлены индивидуальные тарифы для
взаиморасчетов, утвержденные приказами Министерства энергетики и жилищно-
коммунального хозяйства Самарской области № 224 от 03.08.2017 и № 892 от
27.12.2017.
Таким образом, правообладателем электросетевого хозяйства ЛПДС «Сызрань»
на основании вышеуказанных договоров аренды является ООО «Энергохолдинг».
Непосредственное технологическое присоединение снизу к арендованному ООО
«Энергохолдинг» сетевому оборудованию имеет истец в точке поставки «КТП-347
Нефтебаза», и является нижестоящей сетевой организацией для ООО
«Энергохолдинг» в указанной точке поставки. С другой стороны непосредственное
технологическое присоединение к арендованному ООО «Энергохолдинг» сетевому
оборудованию имеет ответчик в точке присоединения ячеек 6 кВ фидера 7 и фидера 17
ЗРУ-6 кВ, и является вышестоящей сетевой организацией для ООО «Энергохолдинг».
Таким образом, электросетевые объекты истца не имеют в спорной точке поставки
непосредственного присоединения к электросетевым объектам ответчика.
Соответственно, вышестоящей смежной сетевой организацией для истца по спорной
точке поставки «ЛПДС «Сызрань», ЗРУ-6 кВ, ф. 7, 17, КТП-347» является ООО
«Энергохолдинг», а не ответчик.
В целях реализации услуг по передаче электрической энергии, в вышеуказанной
точке поставки, заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии
№ 1/17-13/ТЭС-125.03-02.17 от 08.08.2017 между ООО «Энергохолдинг» и ООО
«ТЭС», в соответствии с которым ООО «Энергохолдинг» принимает от ООО «ТЭС» в
точке поставки ЛПДС «Сызрань», ЗРУ-6 кВ, ф. 7, 17, расположенной по адресу
Самарская область, г. Сызрань, ул. Нефтебазная, д. 1, электрическую энергию и
оказывает услуги по ее передачи до объектов электросетевого хозяйства АО «ССК».
А55-30798/2018 6
Часть переданной электрической энергии потребляется АО
«Самаранефтепродукт». Как указывает ответчик, подтверждается материалами дела и
отзывом третьего лица ООО «Энергохолдинг», стоимость оказания указанных услуг
оплачивается ООО «ТЭС» в полном объеме, начиная с 08.08.2017. Стоимость услуг по
передаче электрической энергии за спорный период оплачена в полном объеме со
стороны ООО «ТЭС» в адрес ООО «Энергохолдинг» согласно условиям договора
оказания услуг по передаче электрической энергии № 1/17-13/ТЭС-125.03-02.17 от
08.08.2017 и в соответствии с тарифно – балансовыми решениями на 2017-2018 годы,
что подтверждается материалами дела.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является
обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов
электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом
электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках (пункт 2 статьи 5
Закона об электроэнергетике).
Общими принципами организации экономических отношений в сфере
электроэнергетики помимо прочих являются соблюдение баланса экономических
интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение
недискриминационных и стабильных условий для осуществления
предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение
государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики,
необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Закона об
электроэнергетике.
В целях реализации указанных принципов правоотношения между субъектами
розничных рынков регулируются нормативными правовыми актами и договорами,
опосредующими куплю-продажу электроэнергии, оказание услуг по ее передаче и
прочих услуг, неотъемлемо связанных с процессом поставки электроэнергии.
Законодательством правоотношения урегулированы таким образом, что потребители
(покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных
рынках, приобретают и оплачивают как электроэнергию, так и весь комплекс услуг,
связанный с ее обращением.
Так, в частности, приобретая электроэнергию у поставщиков, потребители
оплачивают услуги по ее передаче либо поставщикам электроэнергии с последующим
расчетом между поставщиками и сетевыми организациями в рамках заключенных
между ними договоров (если правоотношения поставщиков и потребителей
регулируются договором энергоснабжения), либо непосредственно сетевым
организациям по отдельным договорам (если правоотношения поставщиков и
потребителей регулируются договором купли-продажи электроэнергии) (пункт 2
статьи 37 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 27 - 30, 40 - 43, 78 Основных
положений № 442, пункты 69, 73 Основ ценообразования).
В договорах, опосредующих правоотношения по поставке электроэнергии,
указываются точки поставки, которые являются местами исполнения обязательств и
используются для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных
рынков по указанным договорам (в том числе в части услуг по передаче
электроэнергии). По общему правилу места нахождения точек поставки
предопределяются условиями технологического присоединения объектов
электроэнергетики к объектам электросетевого хозяйства (пункты 2, 40, 41 Основных
положений № 442, пункт 2 Правил № 861).
Принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии
предусматривает равные условия предоставления указанных услуг их потребителям,
расположенным в одном регионе и принадлежащим к одной группе (категории), и
равные тарифы (пункты 3, 42 Правил № 861).
Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую
А55-30798/2018 7
модель, в рамках которой потребитель услуг вступает в правоотношения с одной из
сетевых организаций («котлодержателем») вне зависимости от того, сколько сетевых
организаций фактически задействовано в передаче электроэнергии до этого
потребителя.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам России от
31.07.2007 № 138-э/6 на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской
Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги
по передаче электроэнергии.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства
Самарской области № 833 от 28.12.2016 года утверждены единые (котловые) тарифа
на услуги по передаче электрической энергии по сетям Самарской области на 2017
год. Определена котловая схема расчетов за услуги по передаче электроэнергии
(мощности) – «котел снизу».
При модели «котел снизу» услуги оплачиваются сетевой организации, к которой
присоединены энергопринимающие устройства потребителя, при модели «котел
сверху» – одной из сетевых организаций, участвующих в котловой модели,
определенной регулирующим органом
Впоследствии денежные средства, оплаченные потребителями по единому
(котловому) тарифу, распределяются между участвовавшими в оказании услуг
сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар
смежных сетевых организаций (пункты 8, 34 - 42 Правил № 861, пункт 49
Методических указаний № 20-э/2).
Таким образом, в рамках котловой модели оплаты услуг потребитель заказывает
«доставку» электроэнергии до своего энергопринимающего устройства у одного
исполнителя, который осуществляет транспортировку энергоресурса как
самостоятельно, так и с привлечением иных сетевых организаций, однако исполнитель
отвечает перед потребителем за действия всех соисполнителей как за свои
собственные. В этом случае местом исполнения обязательств сетевой организации по
оказанию услуг будет являться точка поставки, расположенная на границе балансовой
принадлежности энергопринимающего устройства потребителя и сетей последней из
сетевых организаций, задействованных в передаче электроэнергии, либо точка
присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к
бесхозяйной сети или объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего
услуг по передаче электрической энергии (пункты 2, 5, 8 Правил № 861).
По договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора
обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с
использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном
основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать
эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче
электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной
мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов
электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой
организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется
в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил (пункт 34 Правил № 861).
Вне рамок котловой модели каждая сетевая организация из тех, сети которых
последовательно задействованы в передаче электроэнергии до конечного потребителя,
участвует в правоотношениях с потребителем самостоятельно в пределах своего
участка сетей. Следовательно, объем услуг промежуточных сетевых организаций,
участвующих в цепи передач, должен определяется в месте присоединения смежных
сетей. Там же в данном случае будет находиться точка поставки услуг. Оплата услуг
осуществляется по тарифам, установленным для каждой сетевой организации, за
объем, оказанный каждой из них.
А55-30798/2018 8
Данная правовая позиция приведена в Определении Верховного Суда
Российской Федерации от 11.08.2016 по делу № А40-16891/2015.
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций их услуги
по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию
(пункт 1 статьи 424 ГК РФ, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ
«О естественных монополиях», пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике,
пункты 6, 46-48 Правил № 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих
органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными
правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного
регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011
№ 1178).
Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по
единому «котловому» тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех
потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и
принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую
выручку всех сетевых организаций региона, входящих в «котел».
Ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны,
для получения положенной им экономически обоснованной необходимой валовой
выручки (далее - НВВ) каждой паре сетевых организаций утверждается
индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация
должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подпункт 3
пункта 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний № 20-э/2).
В соответствии с пунктом 42 Правил № 861, пунктом 63 Основ ценообразования
№ 1178, пунктом 49 Методических указаний № 20-э/2 расчет единых (котловых)
тарифов в регионе производится на основе НВВ, определяемой исходя из расходов по
осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли,
отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых)
тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по
соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов
пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной
выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической
энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях
напряжения, и НВВ.
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются
котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице № П1.30
Методических указаний 20-э/2. Размер тарифа рассчитывается в виде экономически
обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для
качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема
этих услуг. При определении НВВ в расчет принимается стоимость работ,
выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у
нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии.
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений
регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для
расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина
мощности и величина технологического расхода (пункты 12, 17, 18 Правил № 1178,
пункт 81 Основ ценообразования № 1178).
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются
экспертным путем на соответствие экономической обоснованности планируемых
(расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической
обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается
А55-30798/2018 9
результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия
ранее утвержденных тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и
необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64
Основ ценообразования № 1178, пункты 7, 22, 23, 31 Правил № 1178, разделы IV, V
Методических указаний № 20-э/2).
Из указанных правовых норм следует, что расчеты за услуги по передаче
электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются
на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент
утверждения тарифа данных (в том числе сведений о составе и характеристиках
объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой
организации, объемах перетока электроэнергии через эти объекты).
При расчетах должен соблюдаться принцип компенсации затрат всем сетевым
организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, который реализуется через
распределение котловой выручки посредством применения индивидуальных тарифов.
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и
обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического
функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования.
Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов
при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций
придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим
величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и
ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Таким образом, решение органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении
тарифа (тарифное решение), включающее как котловой, так и индивидуальные
тарифы, учитывают экономически основанные интересы всех электросетевых
организаций входящих в «котел». В силу нормативного характера тарифного решения
оно обязательно для смежных сетевых организаций, а в силу пункта 35 Правил
регулирования тарифов оно должно применяться в расчетах по тем же правилам, по
которым устанавливался тариф.
В силу изложенного, для сохранения баланса интересов всех сетевых
организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой
организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.
Вместе с тем применение котловой модели не исключает риски, связанные с
отклонением фактических величин от прогнозных, что может быть связано, в том
числе, с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в
законное владение сетевой организации в течение периода регулирования, а также с
появлением дополнительных или изменением существующих точек поставки.
Закон не запрещает сетевым организациям передавать друг другу сетевые
объекты в течение периода регулирования, однако, как профессиональные участники
рынка электроэнергетики они должны соотносить экономические последствия своих
действий с установленной моделью взаиморасчетов, так как свобода их деятельности
ограничена государственным регулированием.
Последствия указанных действий сетевых организаций должны относиться к их
экономическим рискам, подлежащим оценке на предмет экономической
обоснованности в последующих периодах регулирования.
Данная правовая позиция приведена в Определении Верховного Суда
Российской Федерации от 04.09.2017 № 307-ЭС17-5281 по делу № А26-9314/2013.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда
Российской Федерации от 28.12.2017 № 307-ЭС17-12804 по делу № А49-4064/2016
подлежащие судебной защите разумные ожидания сетевых организаций,
осуществляющих регулируемую деятельность, сводятся к получению той
А55-30798/2018 10
необходимой валовой выручки и тем способом (то есть посредством использования
тех объектов электросетевого хозяйства), которые оценены и признаны экономически
обоснованными при утверждении тарифа.
В условиях взаиморасчетов в рамках котловой модели несоблюдение этого
правила и использование сетевой организацией по своей воле дополнительных
объектов электросетевого хозяйства, не учтенных в тарифном решении, с требованием
об оплате дополнительного объема услуг может повлечь дисбаланс в распределении
котловой выручки и, как следствие, нарушение прав прочих участников котловой
модели.
Использование сетевой организацией дополнительных объектов электросетевого
хозяйства (в том числе посредством аренды) после утверждения тарифа само по себе
не является противозаконным. Однако сетевая организация как профессиональный
участник рынка электроэнергетики должна соотносить экономические последствия
своих действий с правилами взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии,
так как свобода ее деятельности ограничена государственным регулированием, и не
должна нарушать права иных участников котловой модели. Риск наступления
неблагоприятных последствий экономических решений сетевой организации, своей
волей принявшей в пользование дополнительные сети, должен лежать на этом лице.
В расчете котлового тарифа спорные объем по спорным точки поставки
учитывался регулятором.
Согласно правовой позиции в очередной раз приведенной в Определении
Верховного Суда РФ от 04.06.2018 N 305-ЭС17-21623 по делу N А40-153131/2016,
учет объема потребления электроэнергии по спорным точкам поставки в котловом
тарифе сам по себе недостаточен для вывода о праве истца на получение платы за
услугу по передаче электроэнергии до этой точки поставки, так как значение имеет
учет затрат этой организации на содержание и эксплуатацию объектов
электросетевого хозяйства, задействованных в передаче электроэнергии до
энергопринимающих устройств потребителя.
Как было указано выше, приказом Министерства энергетики и жилищно-
коммунального хозяйства Самарской области от 03.08.2017 № 224
установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между смежными
сетевыми организациями в паре ООО «ТЭС» и ООО «Энергохолдинг» (п.13
приложения), где ООО «ТЭС» является плательщиком, и в паре АО «ССК» и
ООО «Энергохолдинг», где АО «ССК» где является плательщиком.
В целях выяснения юридически значимых обстоятельств судом запрошена у
третьего лица Департамент Ценового и тарифного регулирования Самарской области
запрошена информация относительно учета экономически-обоснованных затрат по
группе спорных точек поставки электроэнергии «КТП-347 Нефтебаза» при
установлении индивидуального межсетевого тарифа между парами смежных сетевых
организаций
ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" и ООО «Энергохолдинг», ООО
"ТранснефтьЭлектросетьСервис" и АО «ССК», ООО «Энергохолдинг» и АО «ССК»
на период август 2017 года - май 2018 года, с приложениями копий обосновывающих
затраты документов.
Согласно отзыву Департамент Ценового и тарифного регулирования Самарской
области и представленным им документам, АО «Самарская сетевая компания»
представило в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства
Самарской области ведомость амортизации за 2017 год содержит информацию по
основному средству КТП-347. При установлении индивидуальных тарифов для
взаиморасчетов ООО «Энергохолдинг» со смежными сетевыми организациями на
2017, 2018 годы были учтены расходы на аренду электросетевого оборудования
согласно договора аренды от 25.11.2016 № 1/16-02-ЭХ, заключенного между АО
А55-30798/2018 11
«Самаранефтепродукт» и ООО «Энергохолдинг». ВЛ-бкВ Ф-7 ПС ЛПДС Сызрань и
ВЛ-бкВ Ф-17 ПС ЛПДС Сызрань входят в состав объектов электросетевого
оборудования согласно договору аренды от 25.11.2016 № 1/16-02-ЭХ, заключенного
между АО «Самаранефтепродукт» и ООО «ЭНЕРГОХОЛДИНГ» и принято в расчет
индивидуальных тарифов для взаиморасчетов ООО «ЭНЕРГОХОЛДИНГ» со
смежными сетевыми организациями на 2017, 2018 годы.
При этом объемы оказываемых услуг между ООО «ТЭС» и ООО
«Энергохолдинг», а также между ООО «ТЭС» и АО «ССК» определяются договорами
оказания услуг по передаче электроэнергии и формой П 1.30, утвержденной
Министерством Энергетики и ЖКХ Самарской области.
В соответствии с приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об
утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на
электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» тарифы
на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются для взаиморасчетов
пары смежных сетевых организаций без дифференциации по точкам присоединения
на год с разбивкой по полугодиям.
Кроме того, по мнению ФАС России (письмо от 10.03.2016 № ЦА/14983/16)
законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их
экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и
добросовестно и не запрещает сетевой организации получать плату за услуги по
передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого
хозяйства, поступивших в ее законное владение в течение периода регулирования.
Объективно возникающий в этом случае дисбаланс корректируется впоследствии
мерами тарифного регулирования, которыми предусмотрено возмещение убытков
регулируемыми органами в последующих периодах регулирования при наличии
неучтенных доходов, понесенных по независимым от этих организаций причинам.
Действующее законодательство не содержит запретов на внесение изменений в
договор оказания услуг по передаче электрической энергии в части изменения состава
используемого оборудования, и не содержит запретов на заключение договоров
аренды.
Изменение объемов оказываемых услуг или состава оборудования не является
основанием для пересмотра установленных для сетевой организации тарифов в
течении срока их действия, а недополученная (излишне полученная) необходимая
валовая выручка учитывается в будущем периоде регулирования.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что изменение схемы
энергоснабжения, равно, как и подключение новых объектов, не произошло.
В настоящее время АО «ССК» получает плату по объекту КТП - 347 от
ПАО «Самараэнерго» за потребителей, технологически присоединенных к РУ - 0,4 кВ
КТП – 347, что Истцом не опровергается. При этом гарантирующий поставщик ПАО
«Самараэнерго», учитывает данную точку поставки при определении объема
полезного отпуска ООО «Энергохолдинг» и уменьшает объем электроэнергии при
расчетах с ООО «Энергохолдинг» (п. 14 приложения № 5 к дополнительному
соглашению № 7 от 22.01.2018 к договору оказания услуг по передаче
электричесукойэнергии от 08.08.2017 №1029У, заключкееному между ПАО
«Самараэнерго» и ООО «Энергохолдинг»).
Доводы истца о том, что при установлении индивидуального тарифа между
смежными сетевыми организациями с участием ООО «Энергохолдинг» приказом
Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 03.08.2017 №224, изменения в
тарифы в парах иных смежных сетевых организаций не вносились и НВВ других
сетевых организаций не корректировалась, не влияет на правовую квалификацию
отношений, поскольку при установлении тарифов новой сетевой организации (в
данном случае ООО «Энергохолдинг») корректировка тарифов с целью выравнивания
А55-30798/2018 12
НВВ других сетевых организаций осуществляется в следующем периоде
регулирования вцелом как по инициативе регулируемых организаций, так и
регулирующим органом самостоятельно по результатам прошедшего периода
регулирования, что также подтверждается объяснениями третьего лица Департамента
Ценового и тарифного регулирования Самарской области. Данные обстоятельства
также не влияют на действие индивидуальных межсетевых тарифов, утвержденных
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 28.12.2016 № 830 с
изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министерства энергетики и
ЖКХ Самарской области от 03.08.2017 № 224 между ООО «ТЭС» и АО «ССК» по
другим точкам поставки.
При таких обстоятельствах на основании приведенных норм, услуга по передаче
электроэнергии из сетей ответчика в сети ООО «Энергохолдинг» подлежала оплате
ответчиком в адрес ООО «Энергохолдинг», т.к. технологическое присоединение
между истцом и ответчиком отсутствует, и правовые основания для взыскания с
ответчика в пользу истца стоимости услуг по передаче электроэнергии из сетей
ответчика опосредованно в сети истца отсутствуют.
Учитывая фактическую схему взаиморасчетов установленную Министерством
энергетики и ЖХК Самарской области и отсутствие факта неосновательного
обогащения ответчика за счет истца, исковые требования о взыскании задолженности
за период с августа 2017 года по май 2018 года в сумме 1 116 602 руб. 15 коп., и пени в
сумме 161 447 руб. 53 коп. удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате
государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь ст. 110,167-177,180-182 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации,
Решил:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный
суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд
Самарской области.
Судья / А.Э. Ануфриева