ГОСТ Р ИСО/МЭК 50-2002
Частота и тяжесть тепловых травм (ожогов и ошпариваний) у детей должны быть уменьшены
благодаря введению в стандарты на изделия для детей характеристик воспламеняемости материалов,
используемых, например, в мебели, постельном белье, игрушках, палатках, а также введению
указанных характеристик в стандарты и инструкции, касающиеся устройств для варки и нагревания
и систем горячего водоснабжения.
4.2.3 Заглатывание и вдыхание посторонних предметов
Маленькие дети на раннем этапе развития берут в рот небольшие предметы, и об этом
необходимо помнить при составлении стандартов и разработке игрушек, мелких предметов, одежды
и т. д. Это относится, в частности, к предметам, разработанным для детей в возрасте до трех лет.
Некоторые стандарты устанавливают, что игрушки и мелкие предметы не должны быть менее
усеченного цилиндра (один из таких цилиндров показан в приложении Б). Метод испытаний мелких
частей игрушек должен быть распространен на все изделия, предназначенные для детей в возрасте
до грех лет. Порошок и другие гранулированные наполнители, которые можно вдохнуть и которые
могут быть причиной легочных травм, должны быть запрещены.
Маленькие дети не различают действительно безвредные предметы и имитации или модели,
предсгаатяющие собой опасность, что может привести к заглатыванию или вдыханию таких пред
метов. Предметы, которые нельзя брать в рот. например резинки (ластики) или небольшие игрушки, не
должны напоминать пишу, например конфетки, которые ребенок обычно ест. Таким же образом
пища, например шоколадные яйца, не должна содержать иесьедобные игрушки или другие изделия,
которые ребенок может проглотить или вдохнуть во время еды.
4.2.4 Механические опасности и особенности конструкций
Стандарты по безопасности необходимы на такие изделия, как детская мебель, игрушки,
принадлежности для игр идругие изделия, которые дети используют ис которыми они будут вступать в
контакт. Стандарты должны гарантировать, что изделия являются безопасными и не становятся
опасными из-за дефектов в их дизайне, конструкции или материалах. Такие гарантии должны быть
распространены на правильное использование изделий: на случай ожидаемого неправильного ис
пользования изделий детьми потребителя необходимо информировать о мерах предосторожности
при обращении с таким изделием. Например, отверстия должны иметь такие размеры, чтобы они не
могли захватить палец ребенка и преграждали доступ кдвижущимся частям изделия. Для проверки
размеров отверстий рекомендуется использовать соответствующий стандартный шаблон. Разработ
чики. производители, продавцы должны соблюдать требования стандартов, даже если они не
подтверждены соответствующими инструкциями или законами.
К механическим опасностям, требования к которым необходимо вводить в стандарты, отно
сятся:
- удушение материалами;
- острые места или края, которые могут привести к порезам/рваным ранам;
- небольшие детали или наполнители, которые могут быть проглочены или которые можно
вдохнуть;
- захват головы, пальцев или конечностей движущимися или стационарными механизмами;
- зажимание шнурами;
- падение с оборудования помещений или с мебели;
- выступы, за которые может зацепиться одежда или которые могут быть причиной (необяза
тельно) травм при падениях или в процессе игры;
- проникающие раны, включая травмы глаз;
- чрезмерный шум.
Необходимо учитывать прочность и пригодность материалов, используемых в изделиях. В
частности, отожженное стекло представляет собой опасность аля детей, и поэтому в соответствую
щих местах домов и общественных зданий необходимо вставить безопасные стекла.
4.2.5 Электрическая безопасность
В стандарты на электротовары необходимо вводить требования безопасности в соответствии
с |2|, |3|, в которых дана наиболее важная информация по безопасности, необходимая при разра
ботке стандартов на изделия.
4.2.6 Излучение
Излучение в большей степени воздействует на подрастающих детей, чем на взрослых. Хотя
обычно излучение в окружающей среде является неконтролируемым, любые стандарты, связанные
с радиоактивными веществами, должны учитывать более высокую уязвимость детей.
з