ГОСТ Р ИСО/МЭК 50-2002
Стандарты безопасности на изделия для детей могут устанавливать определенные характерис
тики с предельными значениями (максимальными или минимальными) или четко установленные
размеры этих изделий, а также в некоторых —случаях конструктивные требования. Предпочтение
устанавливать по экономическим соображениям характеристики с минимальными предельными
значениями иногда оказывается не совпадающим с безопасностью детей. Поэтому характеристики,
для которых эти ограничения вводятся, должны быть такими, чтобы элемент риска был
уменьшен, насколько возможно. Данные, относящиеся к риску, должны быть использованы для
идентифика ции тех случаев, когда возникают опасности для детей.
Стандарты на изделия для детей должны устанавливать технические требования и не затрагивать
спорных этических проблем. Если статистика несчастных случаевуказывает на необходимость принятия
корректирующих мер. то нельзя забывать о соотношении затраты/выгоды или затраты/эффективность.
Однако соображения, относящиеся к этим факторам, не должны быть определяющими.
Настоящий стандарт яатяется технической базой для разработки законов и инструкций по
безопасности. Требования проблемы безопасности, которые могли бы составлять часть правитель
ственных распоряжений, должны быть в обязательном приложении к стандарту |IJ.
4 Обязательные требования, включаемые в стандарты на изделия для детей
4.1 Эргономические требования
Стандарты должны учитывать:
- поведение детей, их реакцию, уровень умственного развития и познавательные способности
в различном возрасте, так как это влияет на цвет, запах и оформление изделия, оценку риски» и
способность соответствующим образом реагировать на опасность;
- антропометрические данные детей, которым в основном предназначено данное изделие, а
именно возраст, пол. массу, силу, размеры ребенка (рост, охват и т. д.), а также возможное непра
вильное использование изделия из-за возраста ребенка или другими детьми. Последнее особенно
важно в отношении средств защиты.
Стандарты должны предусматривать возрастную адресованпость данного изделия и ограниче
ния на его использование.
4.2 Требования бе«опасности
При разработке стандартов необходимо учитывать касающиеся детей опасности, перечень
которых рассмотрен в последующих пунктах и в приложении А, где многие несчастные случаи,
связанные с использованием изделий и происходящие с детьми, проанализированы в деталях. К
таким опасностям относятся:
- отравление (токсичность) и другие химические опасности;
- травмы от огня и воспламеняемости;
- ожоги в результате контактов с горячими поверхностями;
- ошпаривание;
- удушение, зажимание;
- заглатывание и вдыхание посторонних предметов;
- падение;
- травмы как следствие других механических опасностей, включая порезы/рваные раны, сса
дины, травмы глаз и головы, а также повреждение слуха;
- электрошок;
- травмы как результат опасностей на воде (опасность утонуть).
4.2.1 Отравление (токсичность)
Токсическое воздействие представляет собой большую опасность для детей, чем для взрослых,
поскольку масса детей меньше и. следовательно, количество заглатываемых или вдыхаемых ими
токсичных веществ по отношению к массе больше. Кроме того, маленькие дети по причине их
беспечности могут заглатывать потенциально токсичные изделия чаще, чем старшие по возрасту
дети или взрослые.
Содержание потенциально токсичных веществ в изделиях не должно превышать количеств,
согласованных на национальном или международном уровне. Необходимо использовать нетоксич
ные и неопасные материазы. Материалы, вызывающие атлергию. и канцерогенные материазы
должны быть запрещены.
4.2.2 Воспламеняемость, тепловые травмы
2