ГОСТ Р ИСО 11512-2000
3.4 эксплуатационная масса машины: Масса машины, которая включает наиболее тяжелые
сочетания по массе элементов машины, определенные изготовителем (лебедка, отвал, ваточная
головка, захват и т. д.), и составные части (кабина, устройство защиты и тд.), полностью
заправленная топливом, маслами, смазками и специальными жидкостями, включая оператора
массой 75 кг.
Масса погрузочно-транспортной машины включает полезный груз, указанный изготовите
лем.
3.5 угол преодолеваемого подъема и: Максимальный угол, от 25 *до 45 ’, не превышающий утла
статического продольного опрокидывания машины, когорый машина может преодолеть в транс
портном режиме, определенном по 5.1, при коэффициенте сцепления с грунтом ц. равным 1
(отсутствие проскальзывания гусеничного движителя).
Угол преодолеваемого подъема может быть определен на заранее подготовленном уклоне или
рассчитан по формуле через тяговое усилие, определяемое по 5.2.
Угол (х, град., преодолеваемого подъема, на котором должно обеспечиваться горизонтальное
тяговое усилие, вычисляют по формуле
F
mq
а = aresin — .
(
1
)
где F— тяговое усилие. Н;
т — эксплуатационная масса машины, кг, определенная по 3.4;
q — ускорение свободного падения, равное 9.81 м/с2.
4 Общие требования
4.1 Требования к тормозным системам
4.1.1 Машины должны быть оборудованы:
а) рабочей тормозной системой;
б) запасной тормозной системой:
в) стояночной тормозной системой.
Допускается не предусматривать на машине автономную запасную тормозную систему, если
ее функции выполняет стояночная тормозная система или рабочая тормозная система, привод
которой устроен таким образом, что при возникновении неисправностей в какой-либо его части
обеспечивается эффективное торможение машины.
4.1.2 Ни одна из указанных систем не должна содержать отключающее устройство типа муфта
или коробка передач, которое допускает отключение тормоза (тормозов). Это требование не
относится к элементам, указанным в 4.1.3 и 4.1.4.
4.1.3 Отключающие устройства тормоза при буксировке поврежденных машин должны быть
расположены вне кабины оператора.
4.2 Органы управления тормозными системами
4.2.1 Требование к органам управления
Все органы управления тормозными системами должны быть расположены в доступном и
удобном для оператор;» месте.
4.2.2 Отключение и повторное применение тормозов
Органы управления запасной и стояночной тормозными системами должны быть устроены
так. что после их включения в действие нельзя было отключить запасной тормоз с рабочего места
оператора, если конструкцией не предусмотрена возможность немедленного и повторного включе
нии запасной тормозной системы с рабочего места оператора.
4.2.3 Автоматическое управление
Запасная и стояночная тормозные системы могут приводиться в действие автоматически.
4.2.4 Усилия на органах управления
Максимальные усилия на органах управления тормозными системами приведены в таблице I.