ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93
яшем стандарте. Организации и группы по стандартизации могут устанавливать свои собственные
модели процесса оценивания и методы формирования и проверки метрик, связанных с этими
характеристиками, для охвата различных областей применения и стадий жизненного цикла. В тех
случаях, когда соответствующие метрики отсутствуют и не могут быть разработаны, иногда пользу
ются словесными описаниями или «•приблизительными методами».
При использовании шести характеристик качества в целях описания и оценивания также
необходимо установить уровни ранжирования и критерии конкретно для данной организации или
для данного применения, или для того и другого.
Должны быть установлены метрики, уровни ранжирования и критерии применительно к
оценке качества, когда обмениваются результатами оценивания.
Хотя отсутствует общепринятая система классификации программного обеспечения, имеется
несколько общепринятых классов программного обеспечения. Важность каждой характеристики
качества меняется в зависимости от класса программного обеспечения. Например, надежность
наиболее важна для программного обеспечения боевых критичных систем, эффективность наиболее
важна для программного обеспечения критичных по времени систем реального времени, а практич
ность наиболее важна для программного обеспечения диалога конечного пользователя.
Важность каждой характеристики качества также меняется в зависимости от принятых точек
зрения.
5.2Представления о качестве программного обеспечения
Имеется несколько представлений о качестве, некоторые из которых обсуждаются ниже.
5.2.1 Представление пользователя
Определение качества по ИСО 8402 отражает представление пользователя так же, как и
характеристики, определенные в настоящем стандарте.
Пользователи в основном проявляют заинтересованность в применении программного обес
печения, его производительности и результатах использования. Пользователи оценивают програм
мное обеспечение без изучения его внутренних аспектов или того, как программное обеспечение
создавалось.
Пользователя могут интересовать следующие вопросы:
- Имеются ли требуемые функции в программном обеспечении?
- Насколько надежно программное обеспечение?
- Насколько эффективно программное обеспечение?
- Является ли программное обеспечение удобным для использования?
- Насколько просто переносится программное обеспечение в другую среду?
5.2.2 Представление разработчика
Процесс создания требует от пользователя и разработчика использования одних и тех же
характеристик качества программного обеспечения, так как они применяются дтя установления
требований и приемки. Когда разрабатывается программное обеспечение дтя продажи, в требова
ниях качества должны быть отражены предполагаемые потребности.
Так как разработчики отвечают за создание программного обеспечения, которое должно
удовлетворять требованиям качества, они заинтересованы в качестве промежуточной продукции гак
же, как и в качестве конечной продукции. Для того чтобы оценить качество промежуточной
продукции на каждой фазе цикла разработки, разработчики должны использовать различные мет
рики для одних и тех же характеристик, потому что одни и те же метрики неприменимы для всех фаз
жизненного цикла. Например, пользователь понимает эффективность в терминах времени
реакции, тогда как разработчик использует в проеклюй спецификации термины длины маршрута и
времени ожидания и доступа. Метрики, применяемые для внешнего интерфейса продукции, заме
нимы метриками, применяемыми для ее структуры.
Представление пользователя должно также включать представление о характеристиках качест
ва. требуемое тем. кто сопровождает программное обеспечение.
5.2.3 Представление руководителя
Руководитель может быть более заинтересован в общем качестве, чем в конкретной характе
ристике качества, и по этой причине будет нуждаться в определении важности значений, отражаю
щих коммерческие требования дтя индивидуальных характеристик.
Руководителю может также потребоваться сопоставление повышения качества с критериями
управляемости, такими как плановая задержка или перерасход стоимости, потому что он желает
оптимизировать качество в пределах ограниченной стоимости, трудовых ресурсов и устаноатеиного
времени.
4