ГОСТ ИСО 7905-4-99
М Е Ж Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы ЙС Т А Н Д А Р Т
ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ.
УСТАЛОСТЬ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ
Испытания иолувкладышей из металлического многослойного подшипникового материала
Plain bearings. Bearing fatigue.
Tests on hacf-bearings of a metallic multilayer bearing material
Дата введения 2000—07—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод определения предела выносливости при усталости
полувкладышей из многослойных подшипниковых материалов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ ИСО 7905-3—99. Подшипники сколь
жения. Усталость подшипников скольжения. Испытание гладких полос из металлического много
слойного подшипникового материала
3 Образцы для испытания
Вкачестве образцов для испытания используют готовые полувкладыши. Как результат условий
нагружения главные напряжения локализуются в верхней части подшипника. Не допускаются
механические повреждения поверхности образца или повреждения вследствие коррозии до и в
процессе испытания.
Преимуществом этого метода испытания является наличие остаточных напряжений, связанных
с процессом производства подшипников.
4 Методы испытаний
Схема испытания приведена на рисунке 1.
Образцы крепят за один конец, а через свободный копен передают нагрузку, контролируемую
по усилию или перемещению, приложенных радиально с эксцентриситетом относительно линии
разъема. Нагрузка должна изменяться от растяжения к сжатию в пределах рабочей поверхности. Для
опенки зависимости от средних напряжений дополнительно могут быть приложены
предваритель ные напряжения растяжения или сжатия. Испытательное оборудование
располагают в камере, содержащей смазку при заданной температуре с точностью ±2 ’С.
Испытания могут быть проведены альтернативно в среде воздуха при заданной температуре с
точностью ±2 *С.
Напряжения при изгибе измеряют с помощью тензодатчика на основе подшипника в верхней
его части (средней периферической длине). Требуемое напряжение в антифрикционном слое может
быть рассчитано, если известны толщины стальной основы и антифрикционного слоя и модули
Юнга.
Альтернативно радиальное усилие в закрепленном конце может быть измерено с помощью
камеры нагрузки или рассчитано по теории консольной балки, а нагружение в антифрикционном
слое рассчитано в соответствии с приложением А.
Эти значения критически зависят от толщин стальной основы и антифрикционного слоя,
которые определяются с помощью микрошлифов после испытаний. Частота испытания должна
Издание официальное
I