ГОСТ Р 54274―2010
14
X2 Меры безопасности для избежания статического разряда
X2.1 В АСТМ Д 4865 отмечено, что микрофильтры являются активными генераторами электростатического
заряда. Это особенно относится к мембранным фильтрам, применяемым в методе настоящего стандарта.
X2.1.1 Поток топлива через мембрану при проведении испытания является причиной зарядов, которые раз-
деляются в присутствии ионных загрязнений или присадок в топливе. Заряды одной полярности переносятся дви-
жением топлива, в то время как противоположные заряды аккумулируются в пределах мембраны и ее держателя.
Эти поверхностные заряды уходят через заземление.
X2.2 Скорость нейтрализации зарядов зависит от электропроводности топлива. Время ослабления (затуха-
ния) может составлять от 10 до 100 с для топлива с низкой электропроводностью. В результате высокой скорости
фильтрования через мембрану время для нейтрализации заряда очень мало. В связи с этим даже топлива с вы-
сокой электропроводностью могут образовывать заряды, накапливающиеся в держателе мембраны и приемнике,
и вызывать значительные разности потенциалов между топливом и оборудованием. Использование стеклянной
приемной колбы и размещение провода заземления в приемнике сводят к минимуму накопление потенциала в
топливе.
X2.3 Несмотря на то что заземление аппаратуры не предотвратит разделение зарядов или аккумулирование
зарядов в топливе, необходимо соединить все части фильтрующего аппарата проводом заземления. Важно, чтобы
во время фильтрования не было ни одного несвязанного компонента из металла, поскольку они концентрируют за-
ряд и накапливают потенциал достаточный, чтобы вызвать статический разряд в пределах аппарата.
X2.4 Для того чтобы убедиться, что соединение всех частей аппарата для фильтрования завершено, требу-
ется провести проверку на электропроводность универсальным измерительным прибором. Между любыми двумя
точками аппарата сопротивление должно быть не более 10 Ом.
X2.5 Встряхивание топлива при отборе проб (в пробоотборнике) или в склянке и наливание топлива в во-
ронку также является источником возникновения зарядов. Заряд, разделенный на поверхности пробоотборника
или склянки, будет уходить в землю, если оператор, встряхивающий пробоотборник, будет изолирован резиновыми
сапогами. Операторам следует носить заземленный ремень на запястье для гарантии заземления.
X2.6 Подача топлива в воронку через раздаточный колпачок или пробку вместо выливания из пробоотбор-
ника исключает возможность расплескивания и дает время для ослабления (затухания) зарядов от встряхивания.
X2.7 Другими целесообразными мерами сведения к минимуму возможности возникновения статического ис-
крового разряда во время лабораторного фильтрования являются следующие.
X2.7.1 Операторам следует носить антистатические лабораторные костюмы.
X2.7.2 Желателен антистатический коврик на полу.
X2.7.3 Генератор ионизированного воздуха вокруг аппарата помогает рассеиванию зарядов.
X2.7.4 Следует носить защитную одежду, например фартуки, и пользоваться защитными масками при вы-
полнении испытаний или наблюдении.
X2.7.5 Если отмечается статический разряд или слышны звук, как будто вылетает пробка из шампанского,
или треск, испытание следует немедленно прекратить. Перед возобновлением испытания следует определить при-
чину и вновь проверить заземление проводов для гарантии целостности проводимости.
X2.7.6 Опыт применения в течение более 15 лет провода заземления, свернутого спиралью (кольцом) вну-
три стеклянной приемной колбы (рисунок 2), показал, что этот способ никогда не приводил к взрыву. Однако не-
которые операторы предпочитают использовать неградуированную металлическую приемную колбу. В этом случае
оператор должен соблюдать следующие меры предосторожности.
X2.7.6.1 Объем отфильтрованной промывной жидкости, использованной в 11.4.8—11.4.10, должен опреде-
ляться так, чтобы его можно было вычесть из общего объема в приемной колбе после завершения испытания и
всех операций промывки и ополаскивания.
X2.7.6.2 Перед началом испытания приемная колба должна быть реально пустой.