ГОСТ Р 52432—2005
3.2 моханические транспортные средства (ТС): АТС сдвигателем.
3.3 система сигнализации и контроля состояния тормозных систем: Совокупность элемен
тов, обеспечивающих сигнализацию и контроль состояния тормозных систем.
3.4 сигнализация состояния тормозной системы: Автоматическое оповещение о состоянии
(включение или выключение)тормозной системы илиодостижении ее параметров недопустимых зна
чений.
3.5 элемент системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем: Единичное
устройство из числа устройств, совокупность которых составляет систему сигнализации и контроля
состояния тормозных систем (датчики, сигнализирующиеустройства ит.п.).
4 Общие требования
4.1 Системы сигнализациии контролясостояния тормозныхсистем АТСдолжны соответствовать
требованиям настоящегостандарта. ГОСТР 41.13. ГОСТР 41.13-Н.ГОСТ4364. ГОСТ23181 итехничес
койдокументации (ТД). утвержденной в установленном порядке.
4.2 Механические ТС. имеющие рабочую тормозную систему с гидравлическим (полным или час
тичным) приводом, должны быть оборудованы системой сигнализации, оповещающей водителя о гер
метичности гидропривода не позднее приведения в действие органа управления рабочей тормозной
системой.
Вместо указанной сигнализациидопускается применение световой сигнализации, оповещающей
водителя об уменьшении уровня тормозной жидкости в резервуаре (любом отсеке резервуара) ниже
значения, составляющего не менее 25 %номинальногоуровня, либо обувеличении хода штока пневмо
усилителя (для тормозныхсистем с пневмогидравлическим приводом тормозов) свыше значения, уста
новленного предприятием-изготовителем.
4.3 МеханическиеТС, имеющие рабочую тормозную системуспневмогидравлическим приводом,
у которых отсутствуют автоматические регуляторы зазоров во фрикционной паре тормозных механиз
мов. должны бытьоборудованы системойсигнализации, оповещающей водителя обувеличениизазора
свыше установленного предприятием-изготовителем АТС. Указанная сигнализация может осуще
ствляться при увеличении хода штока пневмоусилителя свыше значения, установленного предприяти
ем-изготовителем.
4.4 Механические ТС. имеющие в приводе рабочей тормозной системы аккумуляторы энергии,
должны бытьоборудованы манометрами для постоянного контроля уровня энергии в этих аккумулято
рах. атакже системойсигнализации, оповещающей водителя о том. что запасэнергии в какой-либочас ти
системы снизился до контрольного уровня. При этом контрольный уровень запаса энергии должен
бытьне ниже того запаса, при котором без подзарядки аккумулятора и независимоотнагрузки ТС после
четырехполныхторможенийнапедальуправлениярабочейтормознойсистемы, неимеющейнеисправ
ности. при пятом нажатии все еще обеспечивается эффективность торможения, предписанная для
запасной тормозной системы.
Данное требование не распространяется на тормозные системы с вакуумными аккумуляторами
энергии, а также на системы, устроенные так, что при отсутствии всякого запаса энергии можнодостичь
эффективности торможения не менее предписаннойдля запаснойтормозной системы.
Механические ТС. оборудованные пневматическимитормознымикамерамиспружиннымиэнерго-
аккумуляторами, должны бытьоборудованы системой сигнализации, оповещающейводителяо том. что
давление воздуха вэнергоаккумуляторах снизилосьдо уровняне ниже того, начиная с которого энерго-
аккумуляторы приводятся вдействие.
Данные системы сигнализации недолжны подавать никакогосигнала при работедвигателя в нор
мальных условиях эксплуатации и при отсутствии повреждений в тормозной системе, за исключением
промежутка времени, необходимогодля наполнения аккумуляторов энергией после запускадвигателя.
4.5 Механические ТСдолжны быть оборудованы системой сигнализации, оповещающей водите
ля о том, что стояночная тормозная система находится вовключенном состоянии.
4.6 Механические ТС. имеющие вспомогательную тормозную систему, должны быть оборудова
ны системой сигнализации, оповещающей водителя о том, что вспомогательная тормозная система
находится во включенном состоянии.
Этотребование нераспространяетсянаАТС. у которыхвключениевспомогательной тормознойсис
темыпроисходит приустранении мускульноговоздействияводителяна орган управления этойсистемой.
4.7 АТС. имеющиерабочую тормознуюсистемусгидравлическим (полным или частичным)приво
дом. у которых визуальный контроль уровня тормозной жидкости в резервуаре невозможен без его
открывания или демонтажа каких-либо деталей, должны быть оборудованы системой сигнализации,
2