ГОСТ ИСО 10816-3—2002
ним. Изменениядисбаланса, характеристик подшипника, несоосность и другие дефекты сдостаточной
степенью надежности могут быть обнаружены при периодическом контролес помощью постоянно уста
новленной или переносной аппаратуры. Для отслеживания изменений в состоянии иизвещении о неис
правности могут быть использованы автоматизированные системы.
3.4 Режимы работы
Измерения проводят в нормальном режиме работы, определяемом, например, частотой враще
ния. напряжением питания, скоростью потока, давлением и нагрузкой последостижения ротором ипод
шипниками машины рабочей температуры.
В случаеработы на переменныхскоростяхили сразными нагрузкамиизмеренияпроводятдлявсех
режимов, при которых машина работаетпродолжительное время. Для оценкистепени виброактивности
машины берутмаксимальноезначениевибрацииповсемрежимам, вкоторыхпроводилисьизмерения.
Если измеренная вибрация превышаетдопустимую, но при этом возможно, что большой вклад в
вибрацию вносят внешние источники, измерения следует проводить на неработающей машине, чтобы
оценить степень влияния сторонних источников. Если вибрация неработающей машины превышает
25 %вибрации машины в процессе ее работы, следует осуществить коррекцию результатов измерений
для уменьшения влияния наведенной вибрации.
П р и м е ч а н и е — В некоторых случаях влияние вибрации внешних источников можно исключить с по
мощью спектрального анализа или отключением внешних источников.
4 Классификация машин
Оценку вибрационного состояния проводят в зависимости от следующих факторов:
- вида машины:
- номинальной мощности или высоты оси вращения вала;
- жесткости опорной системы.
4.1 Классификация по виду машины, номинальной мощности или высоте оси вращения
вала
Установлены четыре группы машин в зависимости от конструкции машин, типов подшипников и
опорныхконструкций. Валы машин могутбыть расположены горизонтально, вертикально или наклонно, а
опоры могут иметь разную степень жесткости.
Группа 1— машины номинальной мощностью более300 кВт; электрические машины свысотойоси
вращения вала выше 315 мм.
Какправило, такие машиныоснащены подшипниками скольжения. Диапазон ихрабочихскоростей
достаточно широк — от 120 до 15000 мин-1 .
Группа 2 — машины номинальной мощностью от 15до 300 кВт: электрические машины с высотой
оси вращения вала от 160 до 315 мм.
Как правило, такие машины оснащены подшипниками качения; рабочая скорость — более
600 мин-1 .
Группа 3— насосы центробежноготипа, со смешанными илиосевымипотокамисраздельным при
водом и номинальной мощностью более 15 кВт.
Такиемашины могутбытьоснащены какподшипникамикачения, таки подшипникамискольжения.
Группа4 — насосы центробежноготипа, сосмешанными или осевыми потокамисвстроенным при
водом и номинальной мощностью более 15 кВт.
Такиемашины могут бытьоснащены какподшипникамикачения, таки подшипникамискольжения.
П р и м е ч а н и я
1 Высота оси вращения валаН — расстояние, измеренное между осью вращения вала и плоскостью основа
ния машины, готовой к поставке (рисунок 1).
2 Для машины безопоры или споднятойопорой илидля вертикальноустановленной машины высотуосивра
щения вала определяют так. как если бы машина тех же размеров была установлена горизонтально на обычных
опорах. Если такое определение размеров невозможно, за значение высоты оси вращения вала берут половину
диаметра машины.
4.2 Классификация по жесткости опоры
Опоры машин по их жесткости в направлении измерения вибрации разделяют на:
- жесткие опоры.
- податливые опоры.
4