ГОСТ Р 54582—2011
38
Существует большое число видов аттестации в области ИКТ, которые могут обеспечить опреде-
ленную степень гарантии безопасности функционирования систем ИКТ.
Аттестованные в области ИКТ лица должны сообщать о повышении своей компетентности и про-
изводительности работодателям, коллегам и клиентам. С другой стороны, аттестация может способ-
ствовать карьере специалиста, обеспечивая дополнительное доверие к ИКТ.
Аттестация в области ИКТ может проводиться следующими лицами и организациями:
- работодателем, сосредоточиваясь на эксплуатационных требованиях ИКТ;
- производителем, сосредоточиваясь в основном на продукции и услугах ИКТ;
- третьей стороной, сосредоточиваясь на потребностях рынка или требованиях потребителя.
Примечание — Международные стандарты по аттестации персонала имеются в других технических
областях, но окончательно не введены в область ИКТ.
Крупные работодатели и государство могут иметь подробные правила внутренней аттестации
в области ИКТ, которые могут основываться на соответствующих разделах руководства для работ-
ников.
Поощряемая крупными производителями сертификация продукции ИКТ стала методом разработ-
ки норм в отношении компетентности в области индустрии компьютеризации и идентификации лиц,
ставших специалистами в части этих норм. Примерами влияния системы сертификации на компетент-
ность специалистов компании и компанию в целом являются:
- дипломированный инженер по системам корпорации «Майкрософт»;
- администратор баз данных корпорации Oracle;
- сертифицированный сетевой администратор;
- сертифицированный инженер по NetWare;
- сертификаты компании «Cisco Systems».
В быстро изменяющихся областях технологий аттестация в области ИКТ сторонней организацией
возникла как образовательный процесс, конкурирующий с высшим образованием. После завершения
такого образовательного процесса выдаются сертификаты, а не дипломы, без уведомления правитель-
ства и контроля с его стороны. Исследования показали, что 80 % предложений работы в сфере ИКТ
содержат требования к образованию без требований университетских дипломов.
Аттестация в области ИКТ сторонней организацией имеет целью гарантирование и совершенство-
вание новейших специальных знаний. Многие органы по оценке или аттестации с их сертификатами
являются транснациональными организациями.
Третьими сторонами, предлагающими аттестацию в области ИКТ, являются, например:
- А+® аттестация (Computer Tech Industry Associate);
- Институт аттестации специалистов по компьютерам;
- Национальная ассоциация инженеров по системам связи.
Аттестация типа А+® приведена ниже в качестве примера аттестации в области ИКТ.
Для того чтобы получить аттестацию типа А+, необходимо выдержать два экзамена. Экзамены
имеют целью определение необходимой компетентности для специалиста по ИТ начального уровня
или технического специалиста сервисной службы ИТ с объемом знаний, эквивалентным по меньшей
мере 500 часам практического опыта работы в лаборатории или в полевых условиях.
В качестве основы для успешной сдачи экзаменов предлагаются для изучения следующие учеб-
ные материалы:
- экзамен А+ «Core Hardware» касается в основном аппаратных средств с элементной базой фир-
мы Intel или совместимой аппаратурой ПК:
1.0 Основные положения по операционным системам,
2.0 Инсталляция, конфигурация и модификация,
3.0 Диагностика и обнаружение неисправностей,
4.0 Сети;
- экзамен А+ «Технологии ОС» связан со средой Microsoft DOS/Windows:
1.0 Инсталляция, конфигурация и модификация,
2.0 Диагностика и обнаружение неисправностей,
3.0 Профилактическое обслуживание,
4.0 Материнская плата/процессоры/память,
5.0 Принтеры,
6.0 Организация базовой сети.