ГОСТ Р 54582—2011
Сертификат ИСО 9000 предлагается только специфической организации, например компании. Этим он
отличается от модели SSЕ-CMM по ИСО/МЭК 21827, которая может оцениваться для отдельной группы
или проекта в рамках компании или организации.
ИСО 9001 охватывает бóльшую область применения, чем требования ИСО/МЭК 15408, от при-
нятия концепции продукта до его вывода из эксплуатации. Это означает, что организации, жела-
ющей быть зарегистрированной по ИСО 9001 с целью экономии времени на оценку, придется вне-
дрить систему управления качеством, охватывающую больше областей, чем требуется для оценки по
ИСО/МЭК 15408. Эта дополнительная работа по обеспечению соответствия требованиям ИСО 9000
может быть неоправданна.
Важно отметить, что ИСО 9000-3 является лишь руководством, и для получения регистрации ор-
ганизация должна соответствовать требованиям ИСО 9001.
6.26.3 Источники
См. раздел 2 ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО/МЭК 90003 (пересмотр ИСО 9000-3).
Примечания
1 ИСО 9000 и ИСО 9001 являются разработкой комитета ИСО ТК 176 «Менеджмент качества и гарантия
качества» со следующими подкомитетами:
ИСО ТК 176/ПК 1 «Менеджмент качества и гарантия качества. Концепции и терминология»;
ИСО ТК 176/ПК 2 «Менеджмент качества и гарантия качества. Системы управления качеством. Вспомога-
тельные технологии»;
ИСО ТК 176/ПК 3 «Менеджмент качества и гарантия качества. Вспомогательные технологии».
2 ИСО/МЭК 90003 является разработкой комитета ИСО/МЭК СТК 1/ПК 7/РГ 18 «Информационная техноло-
гия. Проектирование систем и программного обеспечения. Менеджмент качества».
6.27 ИСО 13407 — ориентированное на человека проектирование (HCD)
D
30
6.27.1 Цель
Получение посредством ориентированного на человека проектирования более работоспособного,
доступного для обучения использованию и приемлемого во всех отношениях продукта для снижения
рисков безопасности, связанных с функционированием системы.
6.27.2 Описание
Процессы ориентированного на человека проектирования интерактивных систем ИСО 13407 объ-
единены стандартом, разработанным РГ6 ПК4 ТК 159/ИСО, в котором дано разъяснение преимуществ,
получаемых посредством большего ориентирования жизненного цикла интерактивных систем на чело-
века, иприведеныпроцессы, необходимыедляориентированияжизненногоцикланачеловека. Модель
процессов ориентированного на человека жизненного цикла, представленная в настоящем стандарте,
является структурированным и формализованным определением ориентированных на человека про-
цессов, изложенных в ИСО 13407. ИСО 13407 полезен для специалистов в области оценки и улучшения
программных процессов и тех, кто знаком с процессом моделирования или участвует в нем.
Модель, представленная в данном стандарте, применяет формат, присущий моделям оценки про-цесса.
Эти модели описывают процессы, предназначенные для выполнения организацией с целью до-
стижения поставленных целей. Процессы в настоящей модели описаны в формате, определенном в
ИСО 15504 в контексте оценки программного процесса. Хотя модель оценки процесса в основном при-
меняется для измерения эффективности выполнения организацией процессов, включенных в модель,
подобные модели могут использоваться в качестве описания того, что может потребоваться для про-
ектирования и разработки эффективных процессов управления проектом и организационных процессов.
Модель зрелости возможностей (UMM), основанная на ИСО 13407, описывает семь процессов,
каждый из которых определен набором базовых практик. Эти базовые практики определены. Каждому
процессу определен набор рабочих продуктов. В ИСО/МЭК 15504 приведено краткое описание шкалы
оценки зрелости процессов, изложены основные принципы применения модели, дана форма записи
и описано ее применение, а также представлены отображения базовых практик на процессы в SPICE
(программа моделирования с ориентацией на интегральные схемы), CMM и SE-CMM. Модель процес-
сов соответствует требованиям ИСО/МЭК 15504.
Что касается разработчиков систем и ПО, применение ориентированного на человека подхода
дает в результате более работоспособный, доступный для обучения использованию и приемлемый