ГОСТ Р 54382—2021
9
нирования с якорными линиями, задействованными в выполнении морских операций по строительству
трубопровода.
Техническая процедура установки якорей должна обеспечивать:
- надежное закрепление якорей на палубе судна обслуживания якорей при их развозке;
- установку якорей в соответствии с координатами и ориентацией, указанными в схеме их рас-
кладки;
- соблюдение установленных для конкретной площадки строительства зазоров безопасности от
существующих сооружений при установке якорей и укладке якорных цепей;
- контроль местоположения якоря в течение выполнения морской операции по строительству тру-
бопровода.
9.4 Системы динамического позиционирования
Системы динамического позиционирования судов технического флота, обеспечивающих выпол-
нение морских операций по строительству подводных трубопроводов, должны соответствовать требо-
ваниями ГОСТ Р 58773, а также рекомендациям [17] и [18].
Технические характеристики систем динамического позиционирования должны обеспечивать со-
хранение удерживаемых позиций судами при выполнении технологических процессов в условиях на-
грузок от внешних воздействий окружающей среды в районе строительства.
9.5 Грузоподъемные краны и транспортные системы
Грузоподъемные краны и оборудование, включая строповочные элементы и такелаж, применяе-
мые при выполнении морских операций по строительству подводных трубопроводов, должны соответ-
ствовать требованиям действующих нормативно-технических документов. Сертификаты на грузоподъ-
емные краны и оборудование, должны находиться на борту судна и быть доступными для проверки.
Предпочтительны краны с системой компенсации качки, что позволит избежать риск при проведе-
нии грузовых операций в открытом море во время качки.
9.6 Оборудование и устройства для укладки трубопроводов
9.6.1 Устройства натяжения трубопровода должны работать в безотказном режиме и обеспечи-
вать необходимые силу натяжения и удерживающую силу; должны иметь достаточный запас усилий
торможения и давления обжатия, чтобы поддерживать контролируемое напряжение в укладываемых
трубопроводах. Приложенные силы должны регулироваться таким образом, чтобы исключить повреж-
дение трубопровода или покрытия.
Система натяжения трубоукладочного судна должна обеспечивать:
- достаточное резервирование, предотвращающее одновременный выход из строя различных
элементов натяжного устройства;
- остановку процесса укладки трубопровода в случае отказа натяжного устройства до устранения
поломки.
9.6.2 Если позволяет метод укладки, трубопровод должен поддерживаться по всей длине судна
и на стингере с помощью роликов, рельсов или направляющих, что позволяет трубе перемещаться
по направлению оси. Опоры должны предотвращать повреждения покрытия трубы, покрытий монтаж-
ных соединений, протекторов и смонтированных в трубопроводе сборочных узлов, а ролики должны
свободно вращаться. Регулировка опор в вертикальном и горизонтальном направлениях должна обе-
спечивать плавное перемещение трубы с судна на стингер, чтобы нагрузка на трубопровод оставалась
в заданных пределах. Высота опор и расстояние между ними должны отсчитываться относительно
четкой и легко распознаваемой базовой линии. Геометрия опор трубопровода должна быть проверена
до укладки, и принятая высота и шаг между опорами должны иметь постоянную маркировку или какое-
либо другое обозначение.
9.6.3 В процессе укладки датчик контроля смятия должен постоянно протягиваться по трубопро-
воду, если только аналогичный контроль деформаций не обеспечивается другими средствами. Способ,
который обеспечивает такую же эффективность контроля, должен быть указан в документации. Воз-
можны исключения, когда датчик местной потери устойчивости не может быть использован вследствие
особенностей метода монтажа, например при монтаже размоткой с барабана или при малых диаметрах
труб, когда зазор между внутренней стенкой трубы и диском датчика местной потери устойчивости
очень мал и контакт с усилением сварного шва может привести к ложному срабатыванию индикатора.