ГОСТ Р 54382—2021
6
- работы в опасных зонах;
- критические работы (укладка трубопроводов по кривой с малым радиусом, на участках с обры-
вистым рельефом морского дна и т. п.);
- отказ оборудования, контрольно-измерительных приборов и автоматики;
- работы по стыковке плетей трубопроводов;
- подготовка к пусконаладочным работам;
- внешние условия окружающей среды;
- аварийное покидание строительной площадки;
- отказ системы позиционирования трубоукладочного судна;
- обследование трубопровода.
8.4 Руководитель морской операции по строительству, персонал и экипажи судов, обеспечиваю-
щих строительство подводных трубопроводов, должны обладать необходимой квалификацией и ком-
петентностью, иметь соответствующий опыт и подготовку в области своей ответственности в выполня-
емой операции, а также иметь допуск к производству работ.
Руководитель строительства, персонал и экипажи судов должны владеть государственным язы-
ком Российской Федерации или иностранным языком, если это предусмотрено договором на проведе-
ние строительства подводных трубопроводов на уровне, достаточном для выполнения работ.
Квалификационные требования к руководителю морской операции по строительству, персоналу и
экипажам судов, обеспечивающим строительство подводных трубопроводов, определены в [14]. Требо-
вания к минимальному составу экипажей, обеспечивающих безопасность работы судов, участвующих в
морских операциях, установлены в [15] и [16].
Привлекаемый для выполнения морских операций персонал должен пройти подготовку по вопро-
сам безопасности на море, включая способы личного выживания, с оформлением медицинских раз-
решений для работ в море и получением соответствующих сертификатов, в том числе о прохождении
первичного обучения по программе «Начальная подготовка по вопросам безопасности и инструктажа»
в соответствии с Международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вах-
ты 1978 года, с поправками (Конвенция ПДНВ) или по программам: «Основы безопасности на морских
объектах и подготовка к реагированию на чрезвычайные ситуации (BOSIET)» и «Обучение по эваку-
ации из вертолета под водой (HUET)» с последующей переподготовкой (через 4 года) по программе
«Дальнейшая подготовка к реагированию на чрезвычайные ситуации (FOET)».
Перед началом операции руководитель строительства должен проинструктировать весь участву-
ющий в операции персонал и экипажи судов по техническим процедурам морских операций, их по-
шаговому выполнению, способам коммуникации, вопросам безопасности и действиям в аварийных и
чрезвычайных ситуациях.
Все записи по проводимым инструктажам и проверкам должны документироваться и обновляться.
8.5 Для навигационно-гидрографического обеспечения строительства подводного трубопровода
необходимо привлечь специализированную организацию.
Выполнение морских операций по строительству подводных трубопроводов должно быть обеспе-
чено средствами внутренней и внешней связи, включая радиоканалы, телефонную связь, факсимиль-
ную связь, электронную почту.
На судах технического флота (трубоукладочном судне, судне траншеекопателе, судне трубозаглу-
бителе и т. д.) должен иметься доступ к информации о навигационной обстановке, регулярным метео-
рологическим сводкам, прогнозам погоды от двух местных независимых друг от друга метеорологиче-
ских станций, которые должны быть дополнены метеорологическими данными за прошлые периоды, и
другим срочным сообщениям, относящимся к навигационной безопасности.
Прогнозы погоды должны поступать до начала операции и во время морских операций. Прогнозы
необходимо получать периодически в течение проведения всей операции с интервалом, не превыша-
ющим 12 ч.
8.6 Плановое положение судов технического флота в процессе их перемещения по заданной
трассе при прокладке морских трубопроводов может определяться одним из следующих методов:
- в абсолютной системе координат с помощью спутниковых радионавигационных систем;
- относительно опорных радиостанций, размещенных на берегу или стационарных основаниях, а
также относительно гидроакустических станций, размещенных на морском дне;
- комбинированным способом, включающим выход трубоукладочного судна или трубозаглубителя
в заданный район с использованием спутниковой радионавигационной системы с последующим уточ-